Juvenilia

(с иллюстрациями)

Предуведомление

Сочинять я начал почти одновременно с тем, как научился писать. Вероятно, эти два занятия казались мне неотделимыми друг от друга. Из числа самых первых своих литературных опытов я помню "Хрестоматию по детской литературе", представлявшую собой детский альбомчик для рисования, где на одной странице размещался короткий рассказик, а на другой шла к нему иллюстрация. Возможно, не все рассказы были сочинены мной лично. Почему-то меня очень сильно занимала тема автопробегов через пустыню, и что-то я мог переписать из своей любимой книги того времени - "Автомобиль пересекает пустыню", написанной известным кинооператором Р. Карменом, который в 1932 г. принимал участие в автопробеге через Каракумы, или также из некоей детской книжки про машины, в которой тоже кое-что говорилось об этом автопробеге. Достоверно я помню присутствие в этой хрестоматии рассказа (если, конечно, его так можно назвать) "На трЕере". Имелась в виду, конечно, древнегреческая трИера. О существовании триер я узнал из какой-то таблицы - не таблицы, даже не знаю, как ее назвать, такой листок картона с картинками, где были изображены корабли разных эпох и народов, и о том, что триерами уже много веков никто не пользуется, не подозревал: цифры вроде "V в. до н.э." мне тогда еще ничего не говорили. Чем занимались герои моего рассказа на этой самой трЕере, я не помню. Возможно, акул ловили. Само же название сборника - "Хрестоматия" - возникло благодаря библиотеке, собранной моими дедом и бабушкой, которые были учителями в сельской школе. В книжном шкафу в нашем деревенском доме, где в детстве я проводил как минимум по полгода, было множество самых разных хрестоматий, которые составляли существенную долю моего чтения.

Еще начиналась сочиняться повесть "Дым в лесу". Название, естественно, украдено у Гайдара, но к теме гайдаровского рассказа ее сюжет не имел никакого отношения. Насколько я помню, он был примерно таким: в лесу начался пожар. Его кое-как потушили, но он разгорелся снова, стал подступать даже к городу, и с ним еле-еле справились. Писал я в то время так: брал тетрадку или блокнот, размечал ее на главы, в соответствии с сюжетом придумывал им названия и рисовал иллюстрации, писал оглавление, и только после этого заполнял оставшееся место текстом. Иногда я доводил это дело до конца, иногда бросал после одной-двух глав. В данном случае меня хватило только на первую главу. На сочинение этой повести меня вдохновило, помнится, пребывание в Зеленограде, где мы как-то летом жили на наемной даче с родственниками, на время покинув родной Новый Иерусалим. Зеленоград тогда на меня произвел колоссальное впечатление, показавшись чрезвычайно современным и чрезвычайно ухоженным городом: такой мегаполис XXI века, сплошное стекло и бетон, и смутно вспоминаются какие-то машинки в витрине магазина игрушек. Они, а также разнообразная дорожно-строительная техника, от которой я в то время тоже сильно фанател, и составили большую часть иллюстраций к "Дыму в лесу". Не дописав первую часть, я, кажется, начал выдумывать вторую, где происходило все то же самое, по новому кругу, но возможно, это только аберрация памяти.

Все это творилось еще в дошкольном возрасте, т.е. до 1975 года. Более поздним произведениям повезло больше: в основном они сохранились. Ниже я приведу некоторые из них, снабдив подробным комментарием и историей создания. Текст комментариев будет набран обычным шрифтом, текст оригинальных сочинений (с необходимой правкой орфографии и пунктуации) - полужирным. Следовало бы расставить их в хронологическом порядке, но увы - сейчас хронологию их создания я уже абсолютно не помню.

ЗА РИДЯНАМИ

Этот фантастический рассказ в двух частях сочинен, судя по дате, в 1977 году, впрочем, как и все другие произведения, которые будут здесь представлены. В то время мне шел уже девятый год, и я считал себя состоявшимся писателем-фантастом, хотя какие именно фантастические книги я к тому времени читал, сейчас уже трудно вспомнить. Во всяком случае, их было немного, но они оказали на меня определенное влияние, как и старые журналы "Юный техник", которых в деревне было в изобилии - видимо, в свое время их выписывали для моих двоюродных дядек, которые были старше меня лет на 12-13. Собственно, "За ридянами" изначально сочинялись в составе некоего рукописного журнала наподобие того же "Юного техника", но все остальное содержание журнала я в итоге придумывать поленился, а уже написанный рассказ "изъял" из состава журнала и оформил его как книгу в 2-х томах, каждый страниц по 10. (На обложке 2-го тома еще остались какие-то рисунки, которые должны были относиться к "предыдущей статье" журнала). Оформление обложки было таким: крупная надпись "ЗА РИДЯНАМИ", гордое "Том 1" или "Том 2", Обложкаимя автора, в верхнем правом углу - его фирменная эмблема вроде печати с надписями "Н. Эдельман. Приключения. Фантастика", посреди страницы пониже заголовка - еще одна эмблема в виде пятиконечной звезды с какими-то каракулями на лучах (очевидно, они изображали надписи или девизы, слишком мелкие, чтобы их можно было прочитать), в центре - круг, в круг вписан якорь, перечеркнутый какой-то стрелкой. Эта эмблема создавалась под явным влиянием оформления серии "Библиотеки приключений и научной фантастики" - той, что выходила в послевоенное время в Детгизе и была красочно оформлена: золотым тиснением на обложке и корешке изображались пушки, шпаги, пальмы, знамена и прочие атрибуты жанра - или же 12-томного собрания сочинений Жюля Верна издания конца 50-х годов. Наконец, в самом низу надпись "Изд-во "Червия", 1977. И логотип издательства. О его названии следует сказать особо. В течение всей своей невзрослой жизни я занимался выдумыванием несуществующих стран и рисованием их карт. Этих стран я напридумывал какое-то кошмарное количество, но в описываемый период самой главной из моих стран было государство Червечевск, названное так по имени двух основных народов - червов и чевов. Очевидно, издательство и располагалось в этом самом Червечевске. Теперь пора переходить к тексту. Замечу напоследок, что 2-я часть была написана раньше 1-й.

Часть 1

Мстители

По-видимому, предполагалось, что оба тома рассказа представляют собой два самостоятельных произведения, объединенных в цикл. Во всяком случае, на 2-й странице 1-го тома, где начинается собственно текст, написано буквально: "Мстители. Фантастический рассказ. Часть 1". Вторая же часть называется так же, как все сочинение - "За ридянами". Забегая вперед, замечу, что название "Мстители" было бы более уместно как раз для второй части.

1.

- Василь Михалыч!

- Ну что тебе?

- Письмо пришло.

Телукин сквозь сонные глаза разглядел Сергея Павлова. Он спросил:

- От кого?

- От Николая Владимировича, - ответил Сергей.

- Дай мне.

Телукин взял из рук Сергея письмо, распечатал его и прочел:

"Выезжайте в Синедьевск. Не забудьте взять лазер и вездеход.

Тлоньев."

(Здесь и далее курсив оригинала).

Телукин рассуждал: у вездехода лопнула гусеница, значит, надо взять автомобиль. Он оделся, позавтракал, завел машину, положил в нее свои вещи и поехал.

Зачин совершенно в духе соцреализма, вернее, соцреалистической фантастики наподобие раннего Ефремова. Одно осталось непонятно: если это срочный вызов, то почему нельзя было послать телеграмму хотя бы? Непонятны также ни профессия Телукина, ни личность Сергея Павлова. Последний, похоже, выступает кем-то вроде ординарца, примерно как Петька при Василии Иваныче. Вероятно, данный персонаж (то есть Петька) и послужил примером при его создании.

2.

Приехал он в Синедьевск только ночью. Было полнолунье, и луна ярко освещала развалины домов, бушующий огонь… Горящий город

* * *

Вскоре Телукин приехал в военный лагерь.

- А, Телукин приехал!.. - обрадовался Тлоньев.

- Погода-то хорошая будет! - прервал его Телукин.

Видимо, он судил по безоблачному ночному небу.

- Конечно! А где же вездеход?

- Гусеница лопнула.

* * *

Однако, слова Телукина были неверны. На следующий день ночью разразилась такая гроза, которой Телукин еще не видел. Молнии сверкали непрерывно. Дождь лил как с водопада. (Я абсолютно не желал признавать сравнение "лил как из ведра", считая его глупым: ну подумаешь, из ведра! Один раз на тебя ведро воды выплеснули, и все. А здесь - как будто стоишь под водопадом, который льет на тебя и льет…) Сквозь его пелену Телукин увидел несколько пауков.

- Включай лазер! Это они! - закричал Тлоньев.

- Кто они?

- Ридяне!

Рассказ, очевидно, сочинялся под влиянием "Войны миров" Уэллса. Судя по этому описанию, и по рисункам к рассказу, ридяне выглядят как паучки (или скорее, сужающиеся книзу консервные банки) на трех тоненьких лапках. Но вроде бы я "Войну миров" в то время уже читал и должен был знать, что уэллсовские треножники - это просто боевые машины марсиан? Очевидно, родившийся еще до прочтения романа образ смертоносного инопланетянина в виде существа на трех ногах оказался более сильным.

Из "Войны миров" позаимствован и лазер: в то время я был уже достаточно образован, чтобы знать, что лазер можно считать современным аналогом "теплового луча", описанного Уэллсом.

Кстати, об иллюстрациях. Рассказ был обильно снабжен и черно-белыми и цветными иллюстрациями, причем выполненными как бы в разных стилях, вроде как их рисовали разные художники, имена которых старательно подписаны. В числе художников фигурируют Д. Тале, И. Дери, В. Коу, К. Юдо, В. Топе, С. Миник, О. Дзотов и А. Кабышка (причем заметим, что рисунки, выполненные "в одном стиле", подписаны одинаково).

* * *

Все лазеры били прямо по одному месту. Ридяне так и рвались.
(В смысле - взрывались). На помощь людям пришла природа. Молнии так и ударяли в ридян. Бой с ними окончился успехом.

Молнии бьют в ридян

3.

На следующее утро оказалось, что еще 3 города разбиты ридянами.

* * *

Вскоре армия землян начала поход. Через несколько дней она нагнала ридян.

* * *

Вот тогда-то и начался главный бой с ридянами.

* * *

Все заняли свои места, заработал лазер, и ридяне стали отступать и свалились в реку.

- Ну вот и кончили бой с этими ридянами, - сказал Телукин.

4.

Однажды вечером, сидя у костра, (ну как же! Поход, военный лагерь) Тлоньев сказал:

- Завтра будем набирать команду звездолета.

- Какую к черту твою команду? - спросил Павлов, который приехал вместе с Телукиным.

Натуральный Петька! Очень смелая попытка придать тексту экспрессивности!

- Команду звездолета, чтоб на Ридий лететь.

- Что это за Ридий? - спросил Телукин.

- Планета такая, - ответил Тлоньев. - Обращается вокруг звезды Ригель, размеры такие же, как и у Земли. Мы высчитали, что ридяне вылетели с Ридия…

Ригель позаимствован из фантастического рассказа А. Порджеса "Погоня", который печатался в том же "Юном технике", если не ошибаюсь, в №№ 9-10 за 1969 год. (Кстати, тоже в двух частях, что явно повлияло на форму моего сочинения). Подробнее об этом рассказе я напишу ниже.

- Ты лучше расскажи Телукину про то, как ридяне летели с Ридия, - сказал Виндин. - Он небось этого не знает.

Виндин фигурирует во 2-й части. Следовательно, надо было, чтобы он появился и в 1-й части. То же относится и к появившемуся чуть позже Тришкину.

- Не знаю.

- Ну ладно, расскажу. Мне как-то один астроном (он мне знаком) прислал письмо. Он видел, как с Ридия вылетела ракета и направилась к Земле. (Явная реминисценция начала "Войны миров"). Он велел мне оттянуть свои войска в рассчитанный им квадрат. (Ага, очевидно, Тлоньев - командир каких-то анти-инопланетных войск. Возможно, они и не были предназначены для отражения вторжений пришельцев, но интересен сам тот факт, что это вторжение вроде бы никого не удивило). Но проклятая ракета так виляла, что не успел я дотянуть свои войска в первый квадрат, они (ридяне, конечно, а не войска) уже приземлились в другой квадрат… Мы быстро… Время-то сколько! Вы выспаться не успеете. Бегите спать!.. Я за вами.. - Тлоньев хотел договорить, но увидев, что никого уже нет, (во дисциплина!) кончил (поймите меня правильно!) и пошел за остальными.

5.

Утром Телукин проснулся, (еще бы он не проснулся!) но не стал спрашивать Тлоньева, что дальше было. Он и сам понимал, что произошло. Сел в автомобиль (Павлов тоже сел) и поехал на место отлета звездолета. Когда он приехал и вылез из машины, к нему подошел Тлоньев и подвел паренька лет двадцати двух.

- Познакомить пришел, - сказал Тлоньев.

- Телукин Василь Михалыч.

- Тришкин Сергей Петрович.

Они пожали друг другу руки и пошли к звездолету. Через час послышался гул, корабль оторвался от земли и исчез в облаках.

Он летел к Ридию.

Часть 2

За ридянами

1.

Мы только что вышли на орбиту вокруг Ридия. Нам предстояло покорить жителей этой загадочной планеты.

* * *

- Ридий вообще странная планета, - сказал Тришкин.

- Не такая уж странная на первый взгляд, - сказал Виндин.

Вот они - Тришкин и Виндин. Заметим, что Тлоньев и Павлов в этой части исчезают начисто. Телукин, правда, появится.

- О-оп!

- Эй, куда ты дел мой блокнот?!

- В телескопе.

- А как он туда проник?

- Он там и лежа…

- При-бли-жа-ем-ся к за-дан-ной це-ли… - вмешался в их разговор автомат корабля.

- Замолчи, проклятая машина! - выругался Тришкин. - Всегда требовал, чтоб тебя убрали!

- Но мы же… - начал Виндин.

- Он там и лежал.

- Кто лежал?

- Ваш блокнот.

Довольно неуклюжая попытка привнести в рассказ юмор, вполне в духе фантастики 50-х годов: особенно это относится к говорящему автомату. Впрочем, характеры героев вполне удалось очертить несколькими репликами.

- Приготовиться к выходу! - прогремел на весь корабль голос командира.

- Ну вот… - сказал Виндин.

- Ничего не поделаешь, - сказал Тришкин.

* * *

Мы приридились. (Шикарный неологизм). Да, неудачное место мы выбрали. Вдруг один камень зашевелился, и из-под него выполз румм…

Руум (а не румм) действовал в упоминавшемся выше рассказе "Погоня": так назывался забытый инопланетянами на Земле практически неуязвимый автомат для сбора образцов местной фауны, который долго гнался за героем рассказа. Очевидно, я решил, что это довольно обычный антураж фантастических рассказов, вроде роботов и бластеров, широко распространенный по всей Вселенной. Ситуация с шевелящимся камнем также содрана из этого рассказа.

* * *

Первый бой на Ридии. В левом нижнем углу - руммВдруг небо стало трехцветным, откуда-то вышел треножник (сирианин), (очевидно, неизвестно каким ветром занесенный на Ридий инопланетянин с Сириуса, также имеющий характерную форму треножника) вдали были виден ридянин. Тотчас же заработал лазер. Тришкин увидел, как из тела румма потянулся металлический прут прямо в его сторону… (Еще один атрибут руума: он был оборудован телескопическими манипуляторами, имевшими вид длинных металлических прутьев). Мгновенно сирианин свалился на бок. Бой длился около часа. Все вокруг рвалось. Когда один снаряд взорвался около румма, он раскололся и оттуда потекла ртуть… (В рассказе А. Порджеса руум передвигался "как кожистый мешок, наполненный ртутью". Я принял эту метафору за чистую монету).

Ридянин, видя, что ему не уйти живым из этой схватки, выпустил столб дыма и пропал за ним.

2.

Следы отлично отпечатались, и по ним можно было догнать ридян. Решили ездить на разведку.

* * *

Наши первые разведки не принесли никакой пользы. Эх, жаль, что мы упустили ридян. Жаль, да ничего не поделаешь.

* * *

Однажды поехал в разведку Тришкин. И когда ехал, увидел двух ридян. Ридяне, увидев вездеход, выпустили дым, да так поспешно, что Тришкин и лазер не успел включить. Тришкин выругался, но не падал духом.

3.

Через неделю Тришкин снова поехал в разведку. На этот раз он увидел целый полк ридян. Ридяне шли, не обращая на Тришкина никакого внимания. Тришкин стал бить из лазера по ним. Трое были сбиты. Остальные выпустили дым и скрылись.

* * *

Тришкин очень хорошо выполнил свое задание. Он принял на себя бой с целым полком ридян.

4.

Кто же был Тришкин?

Он был веселым человеком. Вспомните:

- О-оп!

- Эй, куда ты дел мой блокнот?

В отличие от Виндина.

* * *

Виндин очень боялся ридян. Вот например, он даже отказывался от разведки.

* * *

Однажды Тришкин вот какую штуку вытворил. Они как-то сидели около костра, а Тришкин подполз к командиру и пощекотал его.

- Кто меня щекочет?

- Не знаю, - ответил Виндин.

- А, это ты меня щекочешь?

- Не я, это вам показалось.

5.

Тришкин вообще говорил так: "Кто каждый день смеется, тот ничего не боится".

Шикарный афоризм! Боюсь только, не слишком верный…

* * *

Однажды Телукин поехал в разведку и обнаружил ридян на привале. Он доложил об этом.

Сейчас же земляне пошли в бой с ридянами.

Однако, когда увидели очень много ридян, все испугались, кроме Тришкина.

Он взял лазер и застал ридян врасплох.

6.

Ридян оказалось 16. Тришкин легко сбил 6 из них, потом еще 5.

* * *

С последним дело оказалось иначе: он изрывал землю перед Тришкиным своим лезером, все время ускальзывал из-под лазера Тришкина.Последний бой ридян

Заметим, что иного оружия, кроме лазеров, ни земляне, ни ридяне не признают.

Хорошо, что подоспел Телукин и помог Тришкину сбить его. Последний житель Ридия был уничтожен! Все возвращались на Землю.

И кто выдумал, будто дети - невинные агнцы? Кровожадности в них хоть отбавляй!

Примерно в то же время я начал писать еще одну повесть о вторжении. Она называлась "Секрет ракетоносцев". Сюжет состоял в том, что воинственные инопланетяне высадились где-то на границе Ирана и советской Туркмении, но доблестная Советская армия с помощью этих самых ракетоносцев, секрет которых пришельцам был неизвестен, наголову их разгромила. Самым оригинальным в этом сочинении была попытка воспроизвести разговоры пришельцев. Их язык я выдумать не удосужился, поэтому они на самом деле переговаривались по-русски, но их реплики были зашифрованы причудливыми значками, которые должны были означать инопланетянский алфавит. Как всегда, были написаны одна или две главы, после чего это дело было заброшено. Повесть не сохранилась.

МНОГО ШУМА ИЗ НИЧЕГО

Году в 1975 или 1976-м мне в руки попало нечто вроде органайзера. Это были два блокнота в одной серой кожаной обложке: у одного листки крепились по верхней кромке, у другого - по левой. На картонных обложках блокнотов были изображены какие-то египетские сфинксы. Не долго (а может, долго) думая, первый блокнот я поименовал "Техника", второй - "Зоология", и в своей манере распределил их пространство под "повести", которые тут же были разделены на главы и снабжены иллюстрациями. Повести в первом томе, в соответствии с заглавием, имели технический уклон. Согласно первоначальному плану, в первый том входили "Автомобиль - опасная затея" ("реалистическая" повесть), "Много шума из ничего" ("научная повесть"), "Астрон" (фантастическая повесть), "Ядро" (или "Ядро?!", со множеством вопросительных и восклицательных знаков, тоже "научная" повесть) и "Марс" (снова фантастика). Эти планы были осуществлены частично. Второй том должен был иметь "зоологический" уклон. Фактически к его написанию я даже не приступал, и названия входивших в него повестей помню крайне смутно. Первая, помнится, называлась "Индо-Малайя" (имелась в виду Индо-Малайская зоогеографическая область, к которой почему-то в то время я питал повышенный интерес). Вероятно, она должна была представлять собой что-то вроде приключений зоологов в индо-малайских джунглях с соответствующим популярным описанием тамошней фауны, сведения о которой я черпал в основном из "Детской энциклопедии". Следующая, кажется, носила название "А в Америке?" и, видимо, должна была иметь аналогичное содержание, но уже в отношении Америки. Потом там еще что-то было про микробы и еще одна или две повести.

"Автомобиль - опасная затея" была написана, но не сохранилась. Начиналась она, как я помню, вполне в духе советской детской литературы: "Отец Валерки работал шофером…" Далее, став свидетелем и участником нескольких ДТП, этот самый отец Валерки принимал решение сменить свою опасную профессию на какую-то менее рискованную. Почему я, всю жизнь большой любитель и почитатель автомобилей, вдруг в тот момент проникся к ним такой неприязнью, трудно сказать. Содержание было почерпнуто частично из жизни (пришлось как-то побывать в одной аварии, незначительной, но произведшей на меня глубокое впечатление), частично из той же "Детской энциклопедии" и журналов "За рулем", которые же повлияли и на иллюстрации к повести, изображавшие разные перекрестки с траекторией движения транспортных средств - примерно как в картинках к билетам по вождению.

Дальше шла "научная" повесть "Много шума из ничего". О том, что название позаимствовано у Шекспира, я в то время не подозревал. Как будет видно из текста, сущность научной работы я в то время представлял себе крайне слабо, но все же отчасти с ней соприкасался, поскольку мой отец работал (и поныне работает) в Институте физических проблем, а дома над его столом висела полка с томами "Теоретической физики" Ландау и Лившица. Мы с сестрой порой утаскивали оттуда один-другой том (особенно ценился толстый коричневый том "Квантовой механики"), зачем-то залезали с ними под диван и долго сидели там, делая вид, что читаем эти очень умные книги, сплошь состоящие из непонятных формул.

1. Первый газ

Культа проверял, есть ли в баллонах газ. Он соединил баллоны вместе, а от крайнего баллона протянул трубку. Он включил кран… Облако газа сорвалось с трубки. Значит, газ есть. Можно выключать. Культа сразу же заметил шум, с которым вырывался газ.

Проверка наличия газа- Много шума из ничего, - проворчал Культа.

- Что вы там бормочете? - спросил Культу его помощник Ркава.

- А, это вы, Ркава? - сказал Культа. - Вы говорили, что я бормочу? Да ничего особенного. Этут шум какой-то подозрительный, - закончил он.

- Подозрительный?.. - не поверил Ркава.

- А давайте проверим, - перебил его Культа. Он отсоединил баллоны и включил кран. - Вот видите, Ркава, - сказал Культа. - Много шума из ничего.

- Что-что?

- Да ничего.

- Так бы сразу и говорили, а то мно…, ма…, з…, его… Что это значит? - сказал Ркава и ушел.

Культа тоже пошел в свою квартиру. Культа со справочникамиТам он взял приложение к книге "Газ" и стал искать по нему шумы. Вот он читает. В книге написано: "§ 82. (Значок параграфа, кстати, в рукописи нарисованный в зеркальном отражении, был знаком мне по тому же Ландау-Лившицу и представлялся несомненным атрибутом научного труда. Помнится, я уточнял у папы, как он называется, а чтобы не забыть название, сделал специальную сноску, где и написал - "§ - параграф") ШУМЫ. а. Шум дероит. Шумит очень подозрительно. (Вообще отличная идея - не только провести классификацию шумов, но и дать им название!) Цвет газа - серый. Есть (в составе газа, очевидно) дероил, мтхатил, полграмма реуса, сатор, сед, метан". (Последний компонент, единственный существующий в природе, был добавлен сознательно, для "пущего реализма").

- Это как раз что нужно, - сказал Культа. - Только веществ очень много. Ну-ка, а что дальше? "В газе есть порошок аротил. Сгущивать его можно только от температуры -20ºC. Теплее нельзя: газ взорвется. Горит такой газ удивительно хорошо. При этом он трещит как сухая деревяшка. Содержит газ также этэил, спирт, форэс, мтхан. Шум издает звук вроде "сшш". Если газ вытекает одной струей, значит, он опасен. При этом шум шумит как "ззз".

- Ну что ж, - сказал Культа. - С меня хватит. Пойду погляжу, не опасен ли газ в баллонах. Он зажал баллон в крановых тисках, влез в кабину управления. Баллон был пуст… Он снял баллон и снова стал читать книгу: "Опасный газ зеленого цвета, хорошо виден и застывает, как только касается какой-нибудь опоры. Первый газ вырывается быстрей всего".

- Очевидно, первый газ - первый, - сказал Культа.

Кто бы мне сказал, что должна была означать эта глубокомысленная сентенция?

2. Осторожнее, Культа!

Во втором баллоне газ был нормальный. Культа поставил третий баллон. И вдруг… из него потек газ одной струей, (о том, что газ - это агрегатное состояние вещества, а не его имманентное свойство, я в то время, конечно, еще не знал) становясь твердым на полу и шумя как "ззз".Жидкий газ течет из баллона

- Осторожнее, Культа! - крикнул кто-то. Культа обернулся и увидел Ркаву.

- А откуда вы знаете, Ркава, - сказал Культа, - что такой газ опасен?

- Я так думал, - сказал Ркава, - потому что никогда не видел такого газа.

Культа вынул баллон, потом немного подумал и спросил Ркаву:

- А у вас, Ркава, есть дома книга про электричество?

- Есть.

- Дайте мне пожалуйста, мне она очень нужна.

* * *

Культа думает об электричествеКогда Культа прочитал книгу, у него в голове завертелись мысли об электросхемах, и он стал думать, как их сделать. Тут-то он и вспомнил об реакторе…

3. А что, если реактор?

"Пойду и погляжу, как устроен реактор", - решил Культа. Он пошел в реакторный зал, подергал регулирующую заслонку (хе-хе! Не таким ли уровнем мышления обладали операторы в Чернобыле?) и подумал: "Хорош реактор, только нейтронов мало, надо, чтобы их больше было в реакторе".Культа дергает заслонки. Снизу видны нейтроны

* * *

Вдруг Культа вспомнил, что хотел сделать план нового института. Он пошел к себе в квартиру и стал думать. Он взял карандаш и лист бумаги и начал рисовать. Через час он нарисовал. Потом он внес поправки и получилось вот так:

План институтаДалее шел план института. В нем имелись следующие помещения: реакторный зал с тремя реакторами и теплообменниками, поликлиника (очевидно, чтобы лечить радиационные поражения), две комнаты отдыха, лаботатория, коридор, прихожая, кухня и столовая.

Но Культа вспомнил об реакторе. Он взял снова бумагу и карандаш. Он думал: "Во-первых, надо увеличить размеры, а во-вторых…" Он не находил ответа. Наконец, он нарисовал. Вот так:

Проект реактораТут был приведен рисунок реактора в разрезе: стержни, между ними заслонки, снабженные пружинами, вниз летят нейтроны, по бокам от реактора отходят трубы с теплоносителем, и кое-где скопления маленьких зернышек, похожие на бесформенные ягоды малины. Так я изображал уран. Большинство сведений по ядерной энергетике я почерпнул из той же "Детской энциклопедии", где имелось множество схем деления атомного ядра, которое традиционно изображалось в виде шарообразного конгломерата шариков - протонов и нейтронов, а я наивно решил, что радиоактивные материалы так и выглядят в виде множества слипшихся шариков.

Неожиданно в кабинет вошел Ркава. Он сказал:

- Вы меня слышите, Культа? А я вот где был!Здесь был Ркава

Он показал фотографию.

На "фотографии" изображалась какая-то башня модернового вида со множеством больших окон. Вероятно, имелось в виду, что это какое-то известное научное заведение, и Ркава там был на конференции, но объяснять все это мне было то ли лень, то ли не хватило места на странице.

* * *

Уран загружается в реакторА Культа пошел в зал реакторов. Он сел в кабинку. Ковш с ураном погрузился в реактор. Скоро ковш вышел оттуда, но уже без груза.

* * *

Культа думал: "Атомная электростанция хороша, но опасна. ВЭС хороша: в машинном зале совсем не нужно людей, им нужно только греть решетки. ("ВЭС" - это так называемая "водяная электростанция". В чем состоял принцип ее работы, я уже не помню. Вероятно, там что-то было связано с нагревом этих самых решеток и испарением на них воды. В принципе эта схема была вполне работоспособна, т.к. я ее не выдумал, а узнал от отца, но насколько мне известно, она нигде и никогда не применялась из-за непрактичности. Тем не менее, очевидно, подразумевалось, что в той "реальности", в которой происходит действие повести, такие электростанции хорошо известны и широко распространены. Название "ВЭС" я выдумал сам, чтобы отличить ее от гидроэлектростанции).По-видимому, принципиальная схема ВЭС А ГЭС тоже: в машинном зале только генератора. Потом он стал искать схему генератора. Он подумал: "Все-таки я сделаю атомный кран". (То есть подъемный кран с атомным двигателем. Зачем Культе был нужен такой кран, не объясняется. И он его таки-сделал. Первая глава вышеупомянутой повести "Ядро", которая являлась продолжением "Много шума из ничего", так и называлась - "Как Культа сделал атомный кран". Эта повесть состояла всего из двух довольно длинных глав, в ней снова действовали Культа и Ркава, и все действие опять же вертелось вокруг реакторов и ядерной энергетики. Впрочем, в реальности я не написал ни строчки этой повести, и поэтому от нее ничего не осталось).

АСТРОН

Сюжет этой повести возник, вероятно, в играх с моим приятелем Андреем Богомоловым, с которым мы жили в одном подъезде. Андрей вообще читал гораздо больше фантастики, чем я. У него дома имелось - вероятно, благодаря его отцу - довольно большое собрание фантастики, в значительной степени состоявшее из тех самых томиков "Библиотеки приключений и научной фантастики". Я этим собранием пользовался крайне скупо. Кроме того, Андрей охотно смотрел всякие фантастические фильмы, вроде "Москвы - Кассиопеи" и "Отроков во Вселенной", я же предпочитал играть, когда их крутили по телевизору, и в результате в моей памяти от них остались только какие-то бессвязные обрывки, впрочем, вероятно, оказавшие влияние на мое воображение. Андрей также пытался сочинять фантастические повести, и не исключено, что делал это более профессионально, так сказать, чем я. Так, в одной из повестей у него фигурировало слово "гравитация" вместо привычного мне "тяготения", а я долго не мог поверить, что этот термин существует в реальности - мне почему-то казалось, что Андрей сам его выдумал. Разумеется, мы с ним играли в космические полеты. На роль звездолетов в этих играх идеально подходили радиолампы, которых у меня было несколько штук: с острым носом, снизу - множество ножек, похожих на сопла двигателей, и внутри - причудливая многоэтажная конструкция, отлично воспроизводящая хитрое внтуреннее устройство звездолета.

Название же "Астрон" позаимствовано из "Юного техника". В одном из номеров этого журнала (№ 12 за 1976 год) приводились описания нескольких звездолетов, проекты которых были разработаны в кружках юных техников. Один из этих звездолетов и назывался "Астрон".

1. Отлет

Пахх!!! Пахх!!!

Что-то темное исчезло в небе. Это был корабль "Астрон". Он отправился искать жизнь на планетах Капеллы. Его строили целый месяц. Это обошлось на 302000 рублей. (Какая точность!) Хорошо, что не больше. Вот как он был устроен. (Здесь следовал рисунок звездолета в разрезе). Вот. Это и есть "Астрон". У него три реактивных ТСБТРД (температурно-стратегический быстродвижущийся турбореактивный двигатель). (Ну конечно, название требовалось энергично-устрашающее, но при этом по возможности "наукообразное"). Вот какой этот двигатель, сверхсветовой.

2. В лаборатории природы

Это название - цельнотянутое из 2-го тома "Детской энциклопедии" 1959 года издания, посвященного геологии, где так назывался раздел о различных геологических процессах в природе. Для меня было важно слово "лаборатория", о смысле этого словосочетания я не задумывался.

А в городе тем временем шла обычная жизнь. Однажды собралось заседание по поводу "Астрона". Говорил Сергей Петрович Каманчук:

- Товарищи!

Все затихли.

- Мы…

Вдруг вбежал Володя Сергеев.

- А, это ты, Володя…

- Меня отец послал, - говорил скороговоркой Володя. - Си…

- Не волнуйся, Володя. Говори не торопясь.

- …гналов нет! - говорил он так же.

- Вот-те раз!

- С чего сигналов? - кричала публика.

- Да с "Астрона", вот с чего!

- Вот-де тва! - сказал Сергей Петрович, путая буквы.

- Не два, атри! - (Володя торопился и не делал промежутков между словами). - Последим сигналом было: "Выходим на орбиту вокруг α Лебедя".

- Передай это отцу.

Снова явственная печать советской фантастики: неуклюжий юмор и обязательное наличие мальчика.

* * *

Отец Володи, Николай Владимирович Сергеев, прочел вслух записку:

- "Здравствуете (тут Сергей Петрович написал не ту букву), Николай Владимирович. Приходите…"

- Читай! Читай же! - закричал Володя.

- "Завтра в… Ах, нет. Вот адрес: ул. Григорьева, д. 123, кв. Нет… зал 133 при…"

- Деревянном полу? Нетакли? - опять Володя не сделал промежутка.

- "…26-ой комнате… Будет заседание…" Не мешай. "По поводу…"

- А я не мешаю.

- "Кого же?.. А… вспомнил. Астроа… Не, Астона… Ой! Астрона…"

- Ого! Столько ошибок!

- "Сергей Петрович".

* * *

На следующий день Николай Владимирович Сергеев отправился в путь. А был июль. Была нестерпимая жара. Вокруг росли деревья, и все благоухало и цвело. И через деревья был виден залив моря, в котором любили плавать ребята.

Скоро Николай Владимирович подошел к дому, в который его приглашали. Вокруг было уже прохладно, оттого, что росло много деревьев. Николай Владимирович поднялся в зал и подошел к комнате. На ней висела табличка: "Лаборатория природы". На стук отворил Сергей Петрович.

- Заходите. Вот сюда садитесь. Ну, я уже разработал проект искательно-атомной ракеты. Видите? Вот здесь уран расщепляется. А вот сопло. Следовательно, всем нужно быть в скафандрах.

- Да, а кого же искать-то?

- Ну как кого? "Астрона", конечно. Ну ладно. Завтра идите в сюрон, (очевидно, это помещение, из которого запускаются ракеты. Откуда я взял это слово, неизвестно) переулок 2. Там будет стоять готовая ракета.

(Быстро они ракеты строят! Кстати, судя по рисункам к повести, эта ракета как раз и выглядела как радиолампа).

* * *

На следующий день Николай Владимирович пошел в указанное место. Там ожидала ракета. Сергей Петрович Каманчук и другие вошли в зал-небоскреб и закрыли его. Потом они все вошли в ракету. Она минуту стояла и вдруг что-то зашумело, рухнули балки, которые ее сдерживали. Ракета взлетела, вылетела из зала и за несколько часов пролетела Луну и Марс…

3. Глаз

- Скорость повысить! - закричал Сергей Петрович. - Подлетаем к Юпитеру! Глаз!

Ракета прибавила ходу.

Глаз в те времена был грозой ракет. Племена Глазов орудовали по ракетам лазерами. От этого выдумали плазменную защиту. Теперь Глаз не страшен.

Космические пираты - Глазы - были непременным атрибутом наших с Андреем игр. Скорее всего, он их и выдумал, а уж плазменная защита - наверняка его изобретение. Глазы, понятное дело, назывались так, потому что имели форму глаз. Впрочем, выглядели ли они так сами, или такими были их космические корабли, я сейчас уже не помню.

Глазы летают вокруг Юпитера. На них обитают глАзники. Случается, что глАзники рождаются и на Юпитере. От этого путешествие на Юпитер становится опасным.

- Первый Глаз! Быстрее!

- Второй Глаз! Скорость 1000000 километров в секунду!

- Третий! Субсветная! Скорость!

- Подставлять полостный бак!

- Нельзя! Там горючее!

- Скорость, чтоб за час до Веги долететь!

- Горючее кончится!

- В Заплутонье заправимся!

- Не долетим!

- Четвертый!

Володя Сергеев (ага, этот юнец тоже в экспедиции оказался. Ну правильно, какая советская фантастика без мальчика на звездолете?) выглянул в иллюминатор и видит: ракета вся окружена Глазами. Тут что-то тряхнуло. Володя отлетел от иллюминатора, но тут же вскочил, потому что он упал прямо на люк, и люк открылся. Оттуда вылез Николай Владимирович и сказал:

- Слава богу, не успели выстрелить. (Очевидно, Глазы не успели).

Он открыл дверь и хотел уходить, но Володя задержал его:

- Пап, а что это грохнуло?

- Да мы скорость повысили, - сказал Николай Владимирович и вышел.

Володя увидел: ракета прошла через что-то белое и снова погрузилась во мрак.

А ракета-то прошла через Глаз. В нем осталась дырка. ГлАзники в один миг стали уродами и погибли. И этого Глаза не стало. (Значит, Глазы имеют биологическую природу, и существование их обитателей глАзников как-то зависит от их целостности).

За иллюминатором проплыл Сатурн. Ракета снизила ход. Что-то заскрипело. Качнулась стрелка одного из приборов. Это ракета задела один из спутников. (Хе-хе!)

Вскоре проплыли Уран и Нептун. Ракета остановилась. Все стрелки замерли. Только стрелка воздухометра (очевидно, прибор, контролирующий расход воздуха) продолжала отсчитывать деления. Потом ракета снова полетела, и через полчаса приплутонилась. (Зачем, хотелось бы знать?)

4. На Плутоне

Несколько человек вышли из ракеты и ушли вглубь планеты. Только один остался стоять у ракеты. В руке у него был микрофон. (Зачем - неизвестно. Но так было нарисовано на иллюстрации, которая, как уже сказано, появилась раньше текста). Вдруг прибежал другой, с фонариком:

- Ой, там… такое… страшное…

Через несколько минут прибежали другие. Последний залез, когда ракета уже взлетала. Потом показался урод, которого едва можно описать. Это была змея с рогом на голове, под шеей и на хвосте у нее были лапы, и на середине туловища тоже лапы, только с крючьями, и они могли вытягиваться на три метра. Во рту у нее были зубы.

5. Заплутонье.

Заплутонье также было выдумано в ходе наших с Андреем игр. Как следует из названия, это планета, следующая за Плутоном. Населяли ее заплутоняне, чрезвычайно дружелюбные к землянам. Прототип заплутонянина был сделан из детского конструктора, поэтому вид у них был очень футуристический: треугольное туловище и два огромных глаза, разнесенных по разные стороны от головы, примерно как у рыбы-молота. Кроме того, заплутоняне от рождения знают все языки, какие только существуют во Вселенной.

Скоро они приземлились в Заплутонье. Заплутоняне предложили им пять самых лучших комнат в гостинице "Кист-беорни". Они согласились. В гостинице они подружились с одним марсианином. Не беда, что марсианин не знал русского, а они - марсианского. Ведь заплутоняне знают все языки во вселенной, и один заплутонянин служил им переводчиком. А так все было хорошо. Читали книги. Однажды они ходили на прогулку. Заплутонянин сказал, что будет "мотхи", так по-заплутонянски значит "дождь". А было так непохоже. С утра стояла прелестная "солнечная" погода. Дело в том, что Заплутонье описывает вокруг Солнца огромный эллипс. И сейчас был такой период, когда Заплутонье проходило вблизи Солнца.

Это мне понадобилось придумать для того, чтобы объяснить, почему на Заплутонье бывают яркие солнечные дни. Но тогда непонятно - какого черта землянам надо было лететь мимо Марса, Юпитера и т.д., чтобы попасть на Заплутонье?

На этом текст обрывается. Дальнейшие две или три главы остались ненаписанными. А происходить там должно было вот что: эта спасательная ракета в поисках топлива опустилась на какую-то планету. Топливо нашлось в кратере вулкана или чем-то таком, но добраться до него экипаж не мог из-за отсутствия спецсредств и оказался в безвыходном положении. Не исключено, что этот сюжет напрямую позаимствован откуда-нибудь. Дело кончилось тем, что прилетел не кто иной, как пропавший "Астрон". Он-то и выручил незадачливых спасателей.

Не дописав эту повесть, я начал писать продолжение (не сохранившееся). Оно называлось "На краю Вселенной". Первая написанная глава описывала приземление "Астрона" в Антарктиде. Потом он улетал в новую экспедицию, в ходе которой добрался до края Вселенной и даже проник за этот край.

В "сборнике" же, о котором идет речь, дальше должно было идти вышеупомянутое "Ядро", а затем повесть "Марс". В ней земляне прилетели на Марс, поначалу решили, что он представляет собой безжизненную пустыню, но затем нашли следы марсиан, пошли по ним, наткнулись на самих марсиан, и у них началась война. Главы повести примерно так и назывались: "Следы", "Враги", "Война"…

ПОХОЖДЕНИЯ ВОРОВ КАНА, ТИКА, ТАКА И ВЕРМИШЕЛЯ

Сюжет этого произведения также родился из наших игр с Андреем. У нас на детской площадке, как и на всех детских площадках страны, стояла горка: этакий домик с лесенкой с одной стороны и пологим желобом с другой. Там и протекал бесконечный сериал про воров Кана и Тика. Я был Кан, Андрей - Тик. Мы жили в самом домике, который считался секретным подвалом, а наверху, на площадке, располагалась "контора" (в то время мы были еще не слишком осведомлены о том, какие именно объекты грабят воры). Время от времени мы устраивали на нее "налет" - один взбирался туда по лестнице, другой - по желобу, - "грабили" и исчезали с награбленным. Впоследствии к нам присоединились Так и Вермишель. Насколько я помню, Така изображал какой-то школьный приятель Андрея, на год или два младше нас, а Вермишелем был его младший братишка. Поскольку они появились позже, то и в повести они должны были действовать лишь во 2-й части. В начале повести на всякий случай приписано, чтобы не возникло никаких недоразумений: "От лица Кана".

Часть 1

Глава 1. Кан и Тик

Я сидел на скамье и ждал, как обычно, когда стемнеет. Вдруг мимо меня прошел человек, похожий на вора. Он нес три чемодана. (Сразу вспоминается анекдот, кто сколько ведер унесет). Я его остановил:

- Вы случайно не вор?

Прелесть, правда?

- Да, я вор. Вор Тик. А вы?

- Вор. Вор Кан.

- Очень приятно, - сказал Тик.

- Слушай, Кан, - продолжал он, - пошли со мной, а?

- А куда?

- Да приметил я одну контору…

- А что за контору? - поинтересовался я.

- Долго рассказывать. Да и вообще подозрительно здесь торчать…

- Ну, пошли.

- Слушай, Кан, - сказал он шепотом, - где ты живешь?

- Нигде.

- И я нигде. А что у тебя есть?

- Револьвер и патроны.

- И все?

- Да. А у тебя?

- У меня револьвер, ну, патроны, динамит, отмычка.

- Нуу…

- А еще три чемодана и девять сумок. Для денег. Ну, а еда… На мелкие деньги купить можно… Ну вот мы пришли. Пойдем в подвал. По подземному ходу. Вот он…

Контора и жуликиИзображенная на иллюстрации "контора" - точь-в-точь детская горка, стоящая посреди какого-то унылого пустыря, только с надстроенным сверху домиком.

Я последовал за Тиком, и скоро мы подошли к ходу.

Глава 2. Подвал

Мы вошли в подвал. Там Тик поднял один из настилов, и мы туда сунули чемоданы. Там лежали самородки серы, серебра и золота. (Зачем им, интересно, самородки серы? Правда, они красивые такие, золотистые… И зачем им грабить, если в их распоряжении есть золото?) Тик сказал:

- Спасибо Гелелу, он это оставил…

- А кто такой Гелел?

- Тоже вор… Это он сделал ход… Это он похитил самородки… Это он узнал про подвал… Это он сделал тайник… Ого! Здесь еще граната. Ну садись, Кан, я расскажу…

Глава 3. Рассказ

Мы сели удобнее, и Тик начал свой рассказ:

- Когда мне было двадцать лет, я похитил 428 рублей у одного академика, и просидел год в тюрьме, на втором году, в час ночи, 1-го января 1960 года я и трое моих друзей (среди них был Гелел) убежали… Меня тогда звали Укрурус…

- Я занялся своим делом, - продолжал Тик, - и ограбил за месяц двух человек. Расскажу, как это было. Я работал по двум принципам. Расскажу, как я грабил второго. Я проведал, что у него есть богатый капитал…

- Это П.И. Курас?

Интересно, как он догадался?

- Вот именно! Я выведал у его сына, что он прячет их в туалете…

- С-скотина!

Да уж, гад такой! Как затрудняет жизнь честным ворам!

- Вот именно! Я с ним познакомился… И однажды я пришел к нему. Я пошел в туалет… А там матовое окно…

На этой хичкоковской ноте текст обрывается.

УКРАДЕННЫЕ БРИЛЛИАНТЫ

Жанр плутовского романа не давал мне покоя. Может быть, раньше, а может, позже, я стал сочинять еще одну повесть про жуликов. На этот раз источником вдохновения послужили "12 стульев", но не книга, а телефильм М. Захарова. Наша семья проявляла к этому фильму интерес, так как для него писал песни Ю. Ким, который и исполнял их у нас в 1976 году, на юбилее свадьбы родителей. обложка Запись его исполнения сохранилась. Поскольку меня в то время кино не интересовало, фильм я смотрел более чем краем глаза, но все же узнал, что действие крутится вокруг зашитых в стуле бриллиантов, которые ищут два персонажа. Этого для меня хватило, чтобы сочинить историю на ту же тему.

"Украденные бриллианты", как и "За ридянами", оформлены в виде книги, выпущенной фиктивным издательством в 1977 году, судя по дате на обложке. На этот раз оно называется "Народ". "Книга", в которую была превращена обычная школьная тетрадь, снабжена выходными данными: "Изд-во "Народ". Фиртья, ул. Каменка, 45. Типография: Азрмас, ул. Славио, 10". Фиртья и Азрмас - города в уже упоминавшемся Червечевске. Проставлена также цена: 50 коп. Присутствуют оглавление, список замеченных опечаток и, конечно, множество иллюстраций. В качестве их автора указан некий В. Лакэ.

Список опечаток

I. Комод

Дверь отворилась, и в комнату вошел человек.

- А, Альос Мверес!

- Здравствуйте, Омо Ипикш, - ответил Альос.

- А я вот две тряпочки нашел.

- Теперь найдем и третью!

- А вы откуда знаете? - удивился Ипикш.

- Я все знаю.

- Я их к нам повезу.

- Стой, мне тоже туда нужно!

- Ну что ж, поедем вместе.

Альос МвересПрототипами Альоса Мвереса и Омо Ипикша выступили соответственно Остап Бендер и Киса Воробьянинов. В тексте повести это отражено: Альос - самоуверенный, несомненный лидер, Омо - немножко тютя. Иллюстрации также соответствуют имиджу: Альос показан на них остроносым решительным типом в котелке, Омо - с почти карикатурным носом картошкой, как у клоуна, и в какой-то дурацкой шапочке на голове.

* * *

- Давайте искать третью тряпку! - сказал Омо.

- Где вы их нашли?

- Да вот, в комоде.

- Ну что ж, вначале надо выяснить, в каком ящике она.

- А в каком?

- Погодите, Ипикш, - сказал Альос. - Наверное, вот здесь, - закончил он.

- Нет, я здесь уже искал.

- Тогда в другом месте.

* * *

- Вот здесь, - закончил Альос.

- Я не искал.

- Будем искать.

- А вдруг не будет?

- Будет, я все знаю.

- Ну ладно. Ой, здесь одни железки.

- Я нашел ткань.

"Тряпки" (судя по рисункам, это что-то вроде подушек), несомненно, навеяны "12 стульями", где драгоценности зашиты в мягкое сиденье стула.

- Ну тогда поедем.

- Погодите.

- Что случилось?

II. Жулики

- Подумайте сами, Омо, надо выяснить, что в тряпках, а то вдруг мы их зря искали.

- Правда, надо выяснить.

- Здесь обоймы, в них драгоценности, я все знаю.

"Обоймы", судя по рисункам, представляли собой плоские металлические таблетки, больше всего похожие на сделанную из фольги обертку шоколадных медалек.

- Взрежем?

- Нет, дома.

- А еще есть?

- На яхте.

- На какой?

- На какой-то.

- Значит, вы не все знаете.

* * *

Кто же были Альос Мверес и Омо Ипикш? Они были жулики. Они придумали себе эти имена, чтобы их не поймали. Почему же они даже сами себя так называли? Они боялись, что кто-нибудь узнает ихнее настоящее имя. Ихние имена они (вероятно, имеются в виду окружающие) даже забыли. Но Альос и Омо сами забыли свои настоящие имена. Вот еще почему они себя так называли.

* * *

Они заранее разузнали, что один человек запрятал (они у него были) 12 бриллиантов. (Вот и цифра "12" всплыла). И что они были в разных местах. Альос Мверес полагал, что они в этих тканях.

* * *

- У нас же испортилась машина, - вдруг сказал Альос.

- А на чем же вы приехали?

- Пешком. Да, дорогой Омо, я прочитал в газете об одном ограблении.

- Ну и что?

- От этого зависит то, что мы, может быть, должны искать бриллианты в другом месте.

- Почему?!

- Потому что эта кража может быть связана с ними. Может, кто-нибудь раньше нас их похитил.

- Не может этого быть!

* * *

- Как же мы поедем, если машина сломана? - спросил Омо.

- Надо ее чинить.

- Но у нас нет времени!

- Я знаю…

- Чего вы знаете? Вы все знаете! - перебил его Омо.

- Да, я все знаю, Омо. Итак, я знаю, что во дворе этого дома, в гараже с дверью без замка стоит машина, точь-в-точь как наша. Мы ее подменим.

- Браво, Альос!

* * *

Они пошли во двор, открыли двери гаража, подменили машину. Альос завел мотор, и они поехали, не зная, какие будут от этого последствия. Это было вечером, и они не заметили, как наступила ночь.

III. Погоня

Ночь наступила быстро. Альос Мверес, который сидел за рулем, повел машину самой короткой дорогой. Он не знал, что там стоит милицейская будка. Их там, конечно, заметили, (почему? Подозрительно выглядели?) и за ними поехала другая, в которой сидел В.В. Габунаев. (Что это за милиционер такой и зачем его понадобилось называть по фамилии, осталось неизвестным. Правда, он подписан - как В.Г. Габунаев - на рисунке, появившемся раньше текста, и очевидно, я счел нужным упомянуть его и в тексте, но кто он такой, объяснить не удосужился). Машины перестреливались фиролом.Перестрелка фиролом (Еще одна загадка моей фантазии. Насколько можно судить по рисунку, фирол - это какая-то темная и едкая жидкость: фирол, испускаемый установкой вроде пулемета на машине Альоса, заливает Габунаеву ветровое стекло, а фирол из машины Габунаева льется тонкой струей на шляпу Альоса. Машины, кстати, тоже выглядят оригинально: так, машину Габунаева скорее можно назвать 4-х колесным мотоциклом - это такой прямоугольный ящик на колесах, на который сверху установлена открытая одноместная кабинка для водителя. Машина Альоса тоже открытая, но сзади снабжена высоким выступом багажного отделения с прозрачной, чуть выпуклой, крышкой, за которой видны положенные в багажник "тряпки"). Видя, что беда неминуема, Альос притормозил и повернул. В.В. Габунаев тоже заворачивал.

* * *

Через полчаса они увидели две машины (грузовые). В одной шофера не было, в другой уже шофер заводил мотор. Омо Ипикш схватил тряпки, выскочил из машины и подбежал к ней. Крикнул:

- Стой! - и влез в нее.

- Куда едешь?

- До Логорки. (То ли это населенный пункт, то ли название улицы).

- Ну ладно.

Омо выскочил из машины на Кираолоене и побежал к Финдаокимиено, (явно названия улиц) вбежал в дом и прислушался. Кто-то прошел мимо него. Но это был не Альос. (Потом Омо узнал, что Габунаев сбился со следу, видимо, на перекрестке). Потом все было тихо. Омо потихоньку вышел из дому и, крадучись, добрался до Росхеордио. (Еще одна улица). Но не с той стороны, с которой думал. Тогда он пошел и добрался до своего дома и стал вскрывать тряпки.

Тут встает вопрос - в какой стране происходит действие повести? С одной стороны, милиция и "русская" фамилия Габунаев. Альос Мверес и Омо Ипикш - псевдонимы, и поэтому они ни о чем не говорят. С другой стороны, названия улиц уж больно причудливые. Помнится, для себя я объяснял эти противоречия тем, что действие происходит у нас в стране, но в каком-то нерусскоязычном городе - в Баку, скажем.

IV. Три ткани

Омо на ощупь определил, что в них правда обоймы, но вот что в них драгоценности… в этом он сомневался. И про яхту - он слышал: "На какой-то", и решил это разузнать.

* * *

Омо вышел на улицу. Потом пошел к пристани. Омо думаетТам стояла одна яхта. Омо записал ее название. Потом пошел домой. Взял нож и вскрыл первую ткань. Там было только 4 железки (круглых). Омо пытался вскрыть их отверткой, но ничего не удалось. Омо поглядел на часы. Был 2-ой час ночи, а Альос говорил, что придет к пяти. Еще четыре часа ждать. Омо еще раз пытался вскрыть обоймы, но опять ничего не удалось. Тогда он бросил обоймы и пошел на улицу. Там он взял такси и поехал до дома, где они обнаружили ткани. Там он починил машину и поехал домой.

Дома он стал вскрывать вторую ткань. Уже прошел час. Три часа… Процесс вскрытияДва часа 50 минут осталось ждать. 40 минут… Ножик наткнулся на обойму. Омо вытащил ее. Она была железная. На ней была цифра "пять". 30 минут… двадцать… Омо вытащил другую обойму. Все. Десять минут… Омо вскрывает третью ткань. Два часа… час пятьдесят минут. Омо увидел обойму. Она была пришита. Двадцать минут… пять… час… Омо отпорол ее. (Итак, чтобы отпороть обойму, потребовалось 50 минут. Да, Омо - явный тугодум! Хотя машину починил меньше чем за час). Попробовал вскрыть ее. Не удалось. Пятьдесят восемь минут… Омо отпорол другую обойму. Сорок… двадцать минут…

(Шикарное нагнетание напряжения, только непонятно зачем нужное).

- Дззз…

Омо бросился открывать. Там стоял Альос.

- Пришел?

- Пришел, - ответил Альос. - Как вы там? - закончил он.

V. Клад на яхте

Яхта появилась, видимо, потому что одной из любимых моих книг того времени была "В одиночку через океан" - про плавания яхтсменов-одиночек. Однако же, плавание в одиночку казалось мне слишком опасным. Поэтому в моем мире практиктовались "двойночные" плавания, и я о них тоже пытался сочинить книгу.

- Ничего, - ответил Омо. - Только вроде это монеты, а не обоймы.

- Ну как же!

Обоймы и бриллиантыАльос взял штопор и им легко открыл обоймы. (Ага, в руках истинного джентльмена штопор творит чудеса!) Оттуда выкатились два бриллианта. Омо попробовал сам. Ему тоже удалось: вскоре у них было восемь бриллиантов.

* * *

После этого они отправились на яхту. Они дошли дотуда пешком. Когда взошли на яхту, то пошли прямо в трюм. Альос сказал:

- Всегда прячут у дизеля.

(Почему, хотелось бы знать?)

И стал там искать. А Омо ушел искать в другое место. А Альос уже взламывал дизель. Но ничего не было. Тут наверху открылась дверь. Омо и Альос спрятались. Кто-то вышел. (Вошел, может быть?)

- Нас могут найти, - сказал Омо. - Вы умеете плавать?

- Конечно, умею! - сказал изумленный Альос.

- А мы нырнем в тот люк.

- ЗдОрово, Омо!

А кто-то уже отпирал дверь. Друзья набрали воздуху и нырнули в люк. Там было много нефти. (В воде, имеется в виду). Но они выплыли из-под яхты и стали смотреть в иллюминатор. Там было двое мужчин. Один сказал:

- Кто-то уже дизель сломал.

- Это они ищут, - сказал другой. И тут Альос подумал: клад в вале! (Интересно, как он догадался, и каким образом в вале можно спрятать клад?) А они уже чинили дизель и под конец ушли. Омо и Альос открыли люк и влезли в трюм. Альос распилил вал. И там что-то блестнуло.

- Поглядите, Омо! - сказал Альос.

Оттуда выкатился бриллиант. Альос уже вынимал шкатулку. Она была заперта на замок.

* * *

Они потихоньку вышли из яхты, пересели на катер и на нем поехали в степь. Там они слезли, и Альос стал отмычкой открывать замок. Альос сколько ни крутил колесико, Отмычка и шкатулка(кто-то рассказал мне, что бывают отмычки в виде ключа, положение зубцов на котором можно изменять, если покрутить специальное колесико. Вот у Альоса и была такая отмычка) замок не поддавался. Альос напряг все свои силы и повернул отмычку. И вдруг: Крак! - и крышка открылась. Но замок сломался. Омо отпорол подшивку, (подкладку, имеется в виду) и за ней был тоже бриллиант! Теперь все бриллианты были в их руках.

VI. Бриллианты пойманы

Все! Альос и Омо идут домой. Вдруг дверь распахивается и к ним вбегает один приятель. Он говорит:

- Спасайтесь! Милиция разнюхала!

Альос сказал:

- Невелика беда. Бери бриллианты и брось куда-нибудь.

А Омо ответил:

- Я убегу, - и ушел. К границе.

А приятель взял тряпку, завязал в нее бриллианты и бросил эту тряпку на дерево. Альос сказал:

- Что ли, в шахматы поиграем?

- Да нет, не хочется.

- Ну ладно.

И оба стали ждать милицию. Она не приезжала.

- Ну и ну! - сказал Альос.

* * *

А милиция тем временем была у хозяина яхты. Он рассказывал, что там происходило. А к хозяину бриллиантов они уже ездили. Под конец они поехали к Альосу.

* * *

Дорога была очень грязная, и поэтому машина очень быстро застряла. Ее очень долго вытаскивали. Наконец, вытащили.

* * *

Вот приехали к Альосу и стали искать бриллианты. А Альос сказал:

- Вон стоит дерево, на нем они лежат.

Милиционеры пошли и сняли с дерева бриллианты. Так они (бриллианты) возвратились к ихнему владельцу.

* * *

А Омо тем временем пробирался через границу. (Возможно, эпизод навеян финалом "Бриллиантовой руки"). Он ушел туда, чтоб возвратиться, когда о нем забудут.

Узнав, что у "12 стульев" есть продолжение, я тоже стал задумывать продолжение - про дальнейшие приключения Альоса и Омо и поиски какого-то нового клада. Но дальше каких-то расплывчатых и нигде не зафиксированных фантазий дело не пошло.

Из числа грандиозных замыслов того времени следует упомянуть также фантастическую мега-эпопею "20 лет в космосе и 50 на Земле". Она замышлялась солидно - под нее была отведена целая общая тетрадь формата A4, и предполагалось, что это будет только 1-й том! Каждая часть начиналась титульным листом с красивой иллюстрацией. Правда, была написана только 1-я часть, и она получилась разочаровывающе маленькой - всего страниц 10. Называлась она "Взрыв на Солнце". В ней, как следовало из названия, на Солнце происходил взрыв. Землю тоже изрядно тряхнуло. Дальше была предпринята попытка изобразить рабочие будни обсерватории, которая находилась почему-то в Дубне. Очевидно, этот город я избрал, зная его как крупный научный центр. Там опять был какой-то бесхитростный юмор, возможно, навеянный, в числе прочих источников, и классическим "Понедельником…" Стругацких. Далее астрономы, ожидая на Солнце очередной взрыв, снарядили научную экспедицию в Якутию, к озеру Ворота, где и разместились со своей аппаратурой. Из каких соображений был выбран этот глухой угол, я не помню; в качестве одной из побочных причин называлась возможность понаблюдать за таинственным чудовищем, которое якобы в этом озере обитает: эта тема меня занимала и тогда, и сейчас, о чем свидетельствует моя статья в одном из номеров журнала "Ять" за 2003 год. Опять на Солнце происходит взрыв, Землю опять поколбасило не по-детски, и тогда решили исследовать это явление более основательно, отправив на Солнце ракету. Тут кончалась 1-я часть - научная, и начиналась 2-я - детективная, из которой была написана только 1-я глава. Дело в том, что деньги, которые были собраны на постройку ракеты и хранились в сейфе в каком-то учреждении, похитил злоумышленник. Далее должны были следовать поиски преступника и погоня за ним на яхтах (опять моя любовь к яхтам проснулась!) через Тихий океан. А потом, не успели построить и отправить ракету, начиналась III мировая война. И только после ее окончания давешний проект, наконец, был приведен в исполнение: ракету к Солнцу таки-отправили, вот только на пути к светилу она ухитрилась… заблудиться, и ее унесло черт знает куда во Вселенную, где она и блуждала заявленные 20 лет в поисках дороги домой. От этого сочинения также ничего не сохранилось.

ПЕРЕВОРОТ ЗЕМЛИ

Ну, и завершу эту небольшую подборку классическим рассказом, который я включаю и во "взрослые" собрания рассказов. Он писался тоже примерно в 1977 году, и в нем явственно прослеживается влияние Жюля Верна, а именно романа "Гектор Сервадак", которого я, впрочем, тогда не читал, а знал по пересказам сестры, которая как раз Ж. Верна читала запоем и могла небольшой роман проглотить за один вечер.

- Сколько же часов?

- Час дня.

- Что же так темно?

- Ночью было светлее.

- Отчего же так?

- Не знаю.

* * *

Когда Петр пришел на завод, там директор сказал:

Требовался, как сказали бы сейчас, "человеческий фактор". Впрочем, впоследствии этот Петр начисто исчезает, и кто он такой, нигде не объясняется.

- Товарищи! Большое горе нашло на нашу Землю. Комета Галлея притянула Землю, и Земля стала ее спутником. (У Ж. Верна комета, которая оторвала от Земли кусочек Алжира вместе с некоторым количеством землян, называлась "Галлия". Впрочем, о существовании кометы Галлея я в то время уже знал). Мало того, на Земле исчезли Африка и Австралия, Солнце стало всходить с запада, днем теперь ночь, а ночью день.

- Как же нам быть? - спросили все.

- Ждать и терпеть.

Одна из классических сентенций этого рассказа, за которые его особенно ценят мои родные.

И все стали ждать и терпеть.

* * *

А вот в западном полушарии ничего не изменилось. День был днем, а ночь ночью.

- Везучки! - говорили о них в восточном полушарии.

Тоже классика. Но сочиняя это, я не вкладывал в свои слова никакого политического смысла, вы уж поверьте!

* * *

Зато в восточном полушарии вышла из моря Атлантида.

Вот так и страдали народы Земли.

Правда, однажды вот что произошло. Американцы отправили ракету на Венеру. Да, на Венеру, чтобы убедиться, можно ли там жить. Жить там было можно.

* * *

И вот несколько людей отправились на Венеру и построили там дома. Но на этом все остановилось. Люди знали: они не везут с собой заводов, книг. А без этого они превратятся в первобытных охотников, возвратятся в прошлое и так в течение веков будут переживать новый этап развития.

А вот это я начисто, может быть, дословно, содрал у А. Казанцева, из повести "Внуки Марса".

* * *

Когда же Земля станет в свое место? Этого никто не знал и не мог знать. Будущее никогда не известно.

Но люди знали одно: когда-нибудь Земля снова займет свое место.

* * *

Правда, однажды вот что произошло: на фирме "Тилл уолдес компани" взорвался атомный склад, и в результате все стало правильно.

[Обратно]