Историческая серия № 2 - автомобили и колесный транспорт.

"Ициарие". 1887 г. Творение конструктора Р. Инциара, явившееся всего лишь на год позже первых машин Даймлера и Бенца. По сравнению с трициклом Бенца, машина куда более компактная и, пожалуй, тесноватая для пассажиров, хотя рассчитана только на двоих, сидящих друг за другом. Мотор расположен под сиденьями, в кожухе, привод на заднюю ось - то ли цепной, то ли ременной, и если присмотреться, виден еще один ремень, связывающий двигатель с пусковым маховичком на боковой стороне сиденья, который играл роль заводной рукоятки. Сзади - бензобак. Задняя ось подвешена на полуэллиптических рессорах, а подвеска передних колес не предусмотрена. Ее роль частично выполняет подрессоренная (см. надпись "пружина") рулевая рукоятка. Передние колеса спереди закрыты щитком, придающим машине внушительный вид. Построена в 1 экземпляре. Длина 2,8 м, ширина 1,15 м, высота 1,45 м.

Трицикл Бенца. Германия, 1886 г.

"Амбиатруль". 1893 г. Следующая конструкция Р. Инциара, предназначенная то ли для карликов (см. про танкетку "К-П"), то ли для детей конструктора. Во всяком случае, взрослые люди на этой машине явно не поместятся. Номинальное число пассажиров - 4, сидевших спиной к спине. Двигатель снова под сиденьями. Управление - рулевой рукояткой. Спереди виден голубой радиатор, типа тех, что применялись на машинах Wartburg. Данных о серийной постройке нет. Длина 1,7 м, ширина 1 м, высота 0,8 м.

"Хуматэ". 1898 г. Автор - все тот же Р. Инциар. Машина поражает своим прогрессивным видом и необычными решениями. Закрытый кузов понтонного типа с дверцами, лобовое стекло, решетка радиатора, явно электрические фары, бампер - она далеко опередила свое время! (Бампер, например, стал устанавливаться на реальные автомобили только в конце 1910-х гг.). И при этом странные крохотные ролики вместо задних колес. Вероятно, сделано это было для того, чтобы пассажирам не так часто приходилось менять лопнувшие шины. (Кстати, сзади видна запаска). О двух рулевых колесах - см. в предыдущей части. Данных о серийной постройке нет. Длина 2,4 м, ширина 1,6 м, высота 1,65 м. 2 пассажира.

ФАЗ-1 "Сумиае". 1903 г. Очевидно, серийная модель. Конструктор - тот же (похоже, что кроме него, автомобилями в Червечевске никто не занимался). Закрытый кузов купе на 2 пассажиров, со странным обратным наклоном переднего и заднего стекол. Опять же наличествуют бампера, и всего одна фара. Капот то ли из досок сколочен, то ли весь прорезан щелями для лучшего охлаждения. Длина 3,2 м, ширина 1,25 м, высота 1,75 м.

ФАЗ-2 "Диэнди". 1906 г. А вот эту машину Инциар соорудил явно для каких-то великанов, судя по ее габаритам. Одно сиденье имеет полтора метра в высоту, и почти на такое же расстояние поднимается рулевая колонка! На виде спереди заметно характерное для червечевских конструкторов неумение делать капот более узким, чем сама машина. В результате машины оснащались очень широко разнесенными колесами, а фары располагались либо прямо перед радиатором (или даже вделаны в него), либо на крыльях, по типу американских машин Pierce-Arrow. 4 человека. Длина 4,4 м, ширина 2,15 м, высота - аж 2,7 м!

ФАЗ-3 "Куэл". 1911 г. Р.Инциар отошел от дел, эту машину сконструировал его сын А. Инциар. По виду - достаточно банальный лимузин 1910-х гг. Опять же, заметен очень широкий капот, и как следствие - чрезвычайно широкая колесная колея. 5 человек. Длина 4,8 м, ширина 2,6 м, высота 2,45 м - тоже очень солидные размеры!

Rolls-Royce примерно того же времени.

"Браневичь". 1914 г. Полугусеничный броневик чудовищных размеров с поворотной башней. Достаточно сказать, что высота водительской двери достигает 2,6 м (при ширине всего-то в 60 см), и в ней зачем-то сделано стекло. Но при этом непонятно, ни как смотреть вперед, ни как управлять приделанной спереди пушкой. Из общих соображений башня должна быть оснащена 1 или 2-мя пулеметами, но выглядят они тоже как пушки. Полная длина 5,7 м, ширина 3,0 м, высота 5,0 м. В общем, достойная пара для таких танков, как Х-3 и Х-5.

Броневик "Остин-Путиловец" - настоящая малютка рядом с этим мастодонтом.

ФАЗ-4 "Силдетс". 1916 г. Что бы вы ни подумали, на самом деле это не грузовик, а... специализированный автобус для перевозки солдат - он так и называется "солдатский". И в него каким-то образом влезало ни много ни мало 24 человек! Цепной привод на заднюю ось, мотор расположен под кузовом, и выхлопные трубы очень предусмотрительно торчат прямо вверх (то-то кумар был тем, кто ехал в кузове!) Полузакрытая кабина без крыльев оборудована 2-мя рядами сидений, но в ее бортах зачем-то прорублены щели. Длина 4,6 м, ширина 2,4 м, высота 1,9 м.

Реальный грузовик тех лет - американский White.

РеАЗ-1. 1918 г. Очередная карликовая машина. Опять же, очень прогрессивная конструкция - закрытый понтонный кузов с достаточно аэродинамическими формами. Зеленая окраска наводит на мысль, что автомобиль предназначался для армии, типа бронированного штабного. Заявленная вместимость - 5 человек. Длина 3,1 м, ширина 1,5 м, высота 1 м.

ФАЗ-5. 1920 г. Тоже малютка, и тоже по своим формам далеко опережавшая время. Рассчитана на 4 пассажиров. Непонятное пространство за задними сиденьями, видимо, предназначено для багажа. (В то время я слабо представлял себе конструкцию легковых автомобилей тех лет, в частности, кабриолетов, и не знал, что задние сиденья на них стояли вплотную к задней стенке). Длина 3,2 м, ширина 1,25 м, высота 1,2 м.

ФАЗ-6 "Миллю". 1922 г. Ну наконец-то настоящий грузовик! И сама закрытая, бескрылая кабина с огромным лобовым стеклом необычна для тех лет, и ее формы тоже очень необычны. Но хотя бы габариты более-менее нормальные. Длина 4,4 м, ширина 2 м, высота 2 м.

БЗК-1 "Вилстих". 1923 г. Новый завод БЗК начал свою производственную программу с такой модели, архаичность которой кажется еще более поразительной в сравнении с предыдущими ФАЗ-5 и РеАЗ-1. В 1913 году она была бы еще уместна, но никак не в 1923-м. 5 пассажиров. Длина 4,3 м, ширина 1,4 м, высота 1,8 м.

БЗК-2 "Омбстрэм". 1925 г. Машина куда более скромных размеров и более соответствующая своей эпохе. Длина 3,1 м, ширина 1,6 м, высота 1,2 м.

НАМИ-1 - машина, несомненно, послужившая прототипом для "Омбстрэма".

БЗК-3 "Ландо". 1925 г. Еще один плод гигантомании - грузовичище, неизвестно зачем названный "Ландо", хотя к соответствующему кузову легковых автомобилей не имеет никакого отношения. Судя по его рамерам, рассчитан тонн на 10. Длина 6,8 м, ширина 3,8 м, высота 2,7 м.

БЗК-3II. 1926 г. Судя по названию, модификация предыдущего. А выглядит совершенно по-другому, и при этом еще более гигантский. Длина 8,3 м, ширина 3,9 м, высота 3,2 м.

Гигантизм этих грузовиков становится ясен при сравнении со всем известной "трехтонкой" ЗИС-5.

ФАЗ-7 "Самиоа". 1927 г. Этот грузовичишка со своей необъятной шириной не лезет ни в какие ворота в прямом смысле слова! Длина 4,5 м, ширина 3,2 м, высота 2,5 м.

БИАЗ-4. 1928 г. Вероятно, карьерный самосвал - следующая разработка завода БИАЗ (бывший БЗК). По формам кабины ему самое место в 60-х годах, но только не в 20-х. Длина 7,5 м, ширина 3,2 м, высота 3,25 м.

БИАЗ-5 "Зоря". 1930 г. Еще одна ультрапрогрессивная конструкция, в смысле прямоугольных фар опередившая свое время лет на 40. "Зоря" (с ударением на "О"), очевидно, в переводе значит "заря". 4 человека. Длина 3,7 м, ширина 1,6 м, высота 1,5 м.

ФАЗ-8 "Лумба-1". 1931 г. Этот грузовик, вероятно, сконструировал какой-нибудь враг человечества, во всяком случае, наверняка враг шоферов. Как в такой узенькой, но широченной кабине можно работать - совершенно неизвестно. Длина 4,75 м, ширина 2,9 м, высота 2,0 м.

ФАЗ-9 "Лумба-2". 1932 г. Модификация предыдущего, только меньшей вместимости. Вид спереди идентичен. Длина 3,9 м, остальные размеры идентичны.

ФАЗ-10 "Апщибус". 1933 г. Опять жуткая архаика, которой место рядом с "Диэнди" и "Куэлом". Единственное новшество - прогрессивная независимая подвеска всех колес. Название означает "общий бус", то есть, попросту говоря, "омнибус", он же "автобус". Однако для автобуса имеет очень скромненькие размеры, чем и определяется его ничтожная вместимость - всего 7 человек (включая водителя, вероятно). Длина 4,8 м, ширина 2,0 м, высота 1,6 м.

БИАЗ-6. 1934 г. Завод БИАЗ предложил конструкцию, больше похожую на автобус тех лет. Но вместимость опять же мизерная - 13 человек. Огромной ширины радиатор и фары на крыльях придают этой машине очень своеобразный вид (впрочем, он у многих в этой подборке такой). Длина 5,1 м, ширина 2,4 м, высота 1,8 м.

Для сравнения - реальный автобус тех лет Я-6 Ярославского автозавода.

БИАЗ-7. 1937 г. Самосвал-полуприцеп, в котором крохотные габариты (его крыша находится на уровне капота Я-6) компенсируются огромным кузовом. Хотя, например, в Америке в то время уже вовсю строились грузовики типа COE ("CabOverEngine", кабина над двигателем), дизайн этой машины более свойственен каким-нибудь МАЗам 60-х годов. Длина 7,3 м, ширина 2,3 м, высота 2,0 м.

МАЗ-500. Неплохая разница в габаритах?!

РеАЗ-2. 1938 г. Завод РеАЗ освоил вторую модель через 20 лет после первой! Но и новая машина получилась далеко опережающей свое время, с почти сплошным остеклением пассажирского салона. Длина 3,5 м, ширина 1,3 м, высота 1,2 м. И в эту малютку уменьшалось аж 7 человек! Не иначе как машина для лилипутов.

БИАЗ-8. 1939 г. Машина военных лет, бронетранспортер наподобие какого-нибудь БТР-152, только зачем-то с широченными стеклами в кабине водителя (зато фары забраны решеточкой). Вместимость - 8 человек, вооружение - 1 пулемет. Длина 6,5 м, ширина 2,5 м, высота 2,3 м.

БТР-152 (1950 г.)

РеАЗ-3 "Ламиота". 1943 г. Легкая разведывательная машина. Не берусь сказать, что за штука торчит у нее из лобового стекла - пушка не пушка, пулемет не пулемет... Таран, может быть?! Длина 3,5 м, ширина 1,9 м, высота (без этой штуки) 1,5 м. Вместимость - 4 человека.

"Алава". 1943 г. Машина типа джипа, только закрытая и с застекленными окнами. На крыше - пулемет, доступ к нему через люк. Длина 3,1 м, ширина 1,7 м, высота без пулемета 1,5 м. Вместимость - 5 человек.

Знаменитый "Виллис". Размеры вполне сопоставимые.

ТУ-Р-11. 1943 г. Полугусеничная пусковая установка для запуска баллистических тактических ракет, которые взлетают прямо из кузова. Длина 7,7 м, ширина 3,7 м, высота (без ракет) 2,3 м.

ЗИС-6 с "Катюшей".

РеАЗ-4 "Зула". 1945 г. Шестидверная машина на шестерых человек. Багажник отсутствует, что вообще характерно для червечевских машин: заметно стремление конструкторов повысить число пассажиров за счет багажа. Длина 3 м, ширина 1,7 м, высота 1,3 м.

Советская малолитражка КИМ-10 (1940 г.)

БИАЗ-12. 1948 г. Автобус на 40 человек, имеющий ну очень компактный размеры (ср. ниже с ЛиАЗ-677). Длина 7,3 м, ширина 2,4 м, высота 2,6 м.

ЛиАЗ-677. Кстати, вместимость - 80 пассажиров, в т.ч. 25 сидячих.

БИАЗ-13 МТВ-С. 1948 г. Небольшой седельный тягач, опять же, с кабиной по типу МАЗа. Длина 3,8 м, ширина 2,3 м, высота 2,4 м.

БИАЗ-14 МТВ-У. 1950 г. Самосвал с широченным капотом и широченной колеей. Длина 7,9 м, ширина 3,3 м, высота 2,8 м.

БИАЗ-15. 1951 г. Асфальтовый каток. Длина 4 м, ширина 1,7 м, высота 2,3 м.

БИАЗ-16. 1952 г. Гусеничный трактор. Похоже, что у червечевских конструкторов только сейчас дошли руки до всякой строительно-дорожной техники. Длина 4,8 м, ширина 2,6 м, высота 2,1 м.

БИАЗ-17 "Церна". 1953 г. Малолитражка типа "Москвича", на 5 человек. Длина 2,75 м, ширина 1,5 м, высота 1,4 м.

ФАЗ-11. 1954 г. Малотоннажный грузовик типа ГАЗ-52. Впервые кабина похожа на что-то человеческое. Длина 5,2 м, ширина 2,2 м, высота 2 м. Кстати сказать, предыдущая модель ФАЗ появлялась в 1933 году - вероятно, завод был разрушен во время войны.

БИАЗ-18. 1954 г. Гусеничный экскаватор странной конструкции, с ковшом, который ездит по стреле, как по рельсу. Впрочем, эту систему не я выдумал. Похожий экскаватор имеется в альбоме моделей к советскому "Коструктору № 6", который сам, как выясняется, был целиком передран со знаменитого английского "Meccano". Поэтому не исключено, что подобная машина существовала на самом деле, где-нибудь в Англии. Длина (без стрелы) 4,4 м, высота (без стрелы) 3,9 м, ширина 3,7 м. Длина стрелы неизвестна, а вот высота двери в кабине - 2 м.

Вот как выглядел этот экскаватор.

БИАЗ-19. 1955 г. Огромный трехосный асфальтовый каток. В детстве я страшно любил подобные машины. Длина 7,2 м, ширина 3,8 м, высота 3,7 м.

БИАЗ-20. 1957 г. Колесный трактор страшно нелепого вида. Длина 7,3 м, ширина 4,2 м, высота 3,5 м. (Охренеть!)

РеАЗ-5. 1958 г. Банальная 5-местная легковушка, правда, дизайном скорее соответствующая 70-м годам, а не 50-м. Длина 3,8 м, ширина 1,6 м, высота 1,5 м.

БИАЗ-21. 1959 г. Небольшой развозной фургончик, правда, не имеющий пары в виде обычного легкового автомобиля. Данный экземпляр предназначен для перевозки почты ("писмента"). Длина 3,7 м, ширина 1,7 м, высота 1,5 м.

БИАЗ-22. 1962 г. Гигантский седельный тягач, традиционно имеющий кабину а-ля МАЗ, на этот раз более-менее соответствующую своему времени. Длина 7,2 м, ширина 3,1 м, высота 3,5 м.

ФАЗ-12. 1963 г. Крохотулечная машина чрезмерно угловатых для начала 60-х гг. форм (и, похоже, с блок-фарами: тоже нечто неслыханное для того времени), при этом с 6 дверями и рассчитанная на 6 пассажиров - и опять же без багажника. Длина 3,1 м, ширина 1,5 м, высота 1,3 м.

Для сравнения габаритов - наш "горбатый" "Запорожец".

БИАЗ-23, она же "ЦСУА и БИАЗ". 1964 г. Эта 2-дверная 5-местная машина имеет более приличные размеры, но уж больно кондовый дизайн. Длина 3,6 м, ширина 2,0 м, высота 1,5 м.

БИАЗ-24. 1965 г. Еще более кондовая машина, 2-местное купе. Длина 4,0 м, ширина 1,75 м, высота 1,4 м.

РеАЗ-6 "Нови форми". 1965 г. Завод РЕАЗ тоже принялся осваивать новые формы, несколько опережающие свое время. 5 пассажиров. На этот раз багажник предусмотрен, только очень кургузый. Длина 3,9 м, ширина 1,9 м, высота 1,5 м.

БИАЗ-25. 1966 г. Грузопассажирское такси, с 6-дверной кабиной на 6 пассажиров. Длина 4,2 м, ширина 2 м, высота 1,9 м.

ФАЗ-13 "Электрон". 1967 г. Микроавтобус на 12 человек. Длина 4,1 м, ширина 1,8 м, высота 1,7 м.

БИАЗ-26. 1968 г. 5-местная легковушка с прямоугольными фарами. Длина 4,1 м, ширина 2 м, высота 1,5 м.

"Жигули"-"копейка" как характерный образец реального автомобиля тех лет.

РеАЗ-7 "Сиплеюс". 1969 г. Гоночная машина. Длина 5,3 м, ширина 2,25 м, высота 1,25 м.

Lotus для "Формулы-1". 1970 г.

БИАЗ-27. 1970 г. Автобус на 32 пассажира. Длина 7 м, ширина 2,7 м, высота 2,4 м.

ФАЗ-14. 1971 г. Еще один автобус, более современного облика. В него влезало аж 50 человек. Длина 8,6 м, ширина 2,9 м, высота 2,6 м.

РеАЗ-8 "Алава-Нов". 1971 г. Суперкар, 2-местное купе типа "гран туризмо". Эта безумная конструкция - не вполне моя идея, чем-то похожая машина была нарисована на обложке к одному из номеров "Техники-молодежи". Утверждалось, что благодаря этой щели в корпусе улучшается аэродинамика. Однако в моем случае не слишком понятно, как удалось впихнуть мотор под капот причудливой формы. Длина 4 м, ширина 1,4 м, высота 1,35 м.

Вот эта машина из "Техники-молодежи".

БИАЗ-28 "Омбстрэм-2". 1972 г. Представительская машина (а то трудно себе даже представить, на чем до этого червечевские правители ездили) - 8-местный 6-дверный лимузин с "акульим" носом. 6 дверей на лимузине - конструкция редкая, но в принципе все же встречается. Длина 5,2 м, ширина 1,9 м, высота 1,5 м.

ЗИЛ-114. Ну что ж, разница не слишком велика...

ФАЗ-15. 1972 г. Автобус подчеркнуто угловатых форм. Вместимость - 31 человек. Длина 5,9 м, ширина 2,4 м, высота 2,2 м.

БИАЗ-29. 1973 г. Пара к машине БИАЗ-24, только 4-дверная и 5-местная. Длина 4,7 м, ширина 1,25 м, высота 1,4 м.

РеАЗ-9 "Опель Мэнт". 1975 г. Какое отношение к этой 5-местной легковушке имеет фирма "Опель", можно только догадываться. Длина 4,6 м, ширина 1,8 м, высота 1,5 м.

БИАЗ-30. 1976 г. Колесный кран. Длина 4,4 м, ширина 3,2 м, высота без стрелы 3,1 м. Длина стрелы 3,4 м.

БИАЗ-31 ТВ. 1978 г. Самосвал. Длина 5,2 м, ширина 2,5 м, высота 2,3 м.

РеАЗ-10 "Опель Хэнк". Опять почему-то "Опель"... 7 мест. Длина 4,5 м, ширина 2 м, высота 1,7 м.

[В главное меню] [В начало]