Мой автосалон

21. Незнакомые знакомцы: Mercedes-Benz

Компания Daimler-Benz (которая ныне именуется Daimler-Chrysler) занимает совершенно уникальное место в автомобильном мире. Поразительно, но она образовалась путем слияния двух старейших автомобильных производителей в истории, основанных двумя людьми, которые в 1885-1886 гг. независимо друг от друга создали первые работоспособные самоходные экипажи с двигателем внутреннего сгорания и, более того, поставили их производство на коммерческую ногу. С тех пор возникло и ушло в небытие бесчисленное количество автомобильных компаний, а Daimler-Benz и 120 лет спустя живет и процветает.


Карл Бенц (1844-1929) в 1885 году построил в Мангейме свой первый автомобиль - трехколесный экипаж с бензиновым двигателем в 3/4 лошадиные силы, а в следующем году запатентовал свою конструкцию. Поэтому сейчас она и известна под названием Benz Patent Motorwagen.


Benz Patent Motorwagen

В 1893 году появилась модель Benz Victoria - первая, на которой Бенц применил 4 колеса.

Из известных моделей того времени можно упомянуть также Benz Velo - машину, получившую название по колесам с тонкими велосипедными спицами:

Бенц (так же, как и Даймлер) отличался широтой взглядов и не ограничивался созданием легковых экипажей. Он задумывался и о том, как приспособить бензиновый двигатель к "коммерческому" транспорту. Итогом этих экспериментов в 1985 г. стал омнибус, считающийся первым в мире автобусом. Он совершал регулярные рейсы между городом Зиген под Кёльном и деревнями Нетфен и Дойц.

В следующем году появился и первый грузовик конструкции Бенца (но уже не первый в мире - тут его слегка опередил Даймлер). Собственно, машина Бенца была первым в мире пикапом - это был рассчитанный на перевозку 300 кг груза фургончик, установленный на шасси "Бенц-Вело":

За этой конструкцией последовали и другие. Вот еще один фургон Бенца, 1898 года:

А этот грузовик, вероятно, построен около 1900 г.:

В 1911 г. под контроль компании Benz попала фирма SAF из города Гаггенау, также выпускавшая грузовики. Машины новой фирмы Benz-Werke Gaggenau назывались Benz Gaggenau. Вот одна из них, 1913 года - фургон "Рижскiя хлебопекарни", каким-то образом попавший на официальный сайт Mercedes-Benz, откуда я его и скачал:

Вторым отцом автомобиля вообще, а "Мерседес-Бенца" в частности, был немецкий инженер Готлиб Даймлер (1834-1900).

В 1885 году, одновременно с Бенцем, он создал бензиновый двигатель специально для применения на транспорте, и тут же стал активно экспериментировать, устанавливая его на различные транспортные средства. В том же году он установил свой двигатель на деревянный велосипед, и тот стал первым мотоциклом в мире.

В марте 1886 года появился и первый автомобиль Даймлера. Как видно по снимку, Даймлер пошел более традиционным, нежели Бенц, путем: вместо того, чтобы самому создавать экипаж собственной конструкции, он установил двигатель на готовую повозку. Так или иначе, это был первый четырехколесный автомобиль в мире. Благодаря мотору в полторы лошадиные силы, он развивал скорость 16 км в час.

Следует добавить, что Даймлеру в его опытах помогал Вильгельм Майбах (1846-1929), впоследствие основавший фирму своего имени, которая выпускала двигатели для цеппелинов, а затем и роскошные автомобили. Недавно марка Maybach была возрождена концерном "Даймлер-Крайслер".

В 1889 г. Даймлер создал первый автомобиль оригинальной конструкции. По своим стальным колесам он ныне известен как Stahlradwagen.

В следующем году была основана компания Daimler Motoren Gesellschaft. К 1894 году относится модель Riemenwagen (с ременной передачей).

К 1896 году относится еще одна веха в автомобилестроении. В этом году Готлиб Даймлер построил первый в мире грузовик - машину, рассчитанную на перевозку полутора тонн груза. Заказчиком была лондонская фирма British Motor Syndicate Ltd.

Вот еще один грузовик Даймлера, также 1896 года:

В том же году появилась еще одна новинка от Даймлера - первое в мире такси. Эта машина, оборудованная таксометром, курсировала по Штутгарту.

А вот с автобусами Даймлер отстал от Бенца на 3 года. Первый даймлеровский автобус был построен только в 1898 году.


Фургон Daimler (1898)

Вероятно, где-то в те же годы была создана и эта пожарная машина (у меня нет точной информации на этот счет):

Готлиб Даймлер умер в 1900 г. Примерно в то же время автомобилями Daimler заинтересовался Эмиль Еллинек (1853-1918), австрийский консул в Ницце, делец и автогонщик (между прочим, дед Эльфриды Еллинек, прославившейся скандальным романом "Пианистка"). В 1900 г. он предложил закупить для последующей перепродажи крупную партию автомобилей "Даймлер", поставив условием, чтобы они назывались "Мерседес" - в честь его дочери Мерседес Еллинек.


Мерседес Еллинек (1889-1929) - невольная крестная мать "Мерседеса"

Предложение Еллинека было принято. В 1901 г. в соответствии с его требованиями был создан первый автомобиль Mercedes.

Первый Mercedes - "35 л.с." (1901)

Создателем первого "Мерседеса" стал Вильгельм Майбах. Эта машина отличалась такой прогрессивной конструкцией (мощный легкий двигатель, длинная колесная база, низкий центр тяжести и пр.), что ее иногда называют первым автомобилем современного типа. Марка "Мерседес" быстро завоевала такую популярность, что это слово перестало ассоциироваться с женским именем, воспринимаясь уже исключительно как название автомобиля.

В 1902 г. появилась следующая серия "Мерседесов" - Mercedes Simplex. Эти машины благодаря своей удачной конструкции добились больших успехов в автогонках.

Тем не менее марка Daimler еще какое-то время использовалась для коммерческого транспорта. Вот фургон Daimler 1905 года:


Mercedes Simplex - автобус (1907)

Чтобы выжить в очень непростых экономических условиях послевоенной Германии, две старейшие автомобильные фирмы в 1926 г. решили ообъединиться. Так родился концерн Daimler-Benz, выпускавший автомобили марки Mercedes-Benz.

Гамма "Мерседесов", выпускавшихся в межвоенные годы, была очень разнообразной, начиная от массовых дешевых моделей и кончая страшно дорогими и престижными. Одним из самых маленьких "Мерседесов" была модель 170H - c 1,7-литровым мотором, расположенным сзади, отсюда и индекс "H": heckmotor - заднемоторный. Вот эта машина, похожая на нечто среднее между "Фольксвагеном" и "Запорожцем", и с кузовом кабриолимузин (1937 год):

Однако заднемоторные машины в мерседесовском исполнении не пользовались большим спросом, а лицо марки составляли все-таки роскошные мощные машины, такие, как этот кабриолет 500K 1934 года:

Несмотря на наличие в стране других производителей машин высшего класса (Horch, Maybach), именно "Мерседес" стал официальным автомобилем нацистской Германии. На "Мерседесах" ездила вся элита Третьего рейха. Например, вот этот элегантный кабриолет 540K принадлежал рейсхмаршалу Герингу. 8-цилиндровый мотор, снабженный компрессором (отсюда индекс "K"), развивал мощность до 180 л.с., что позволяло разгонять эту тяжелую 2,5-тонную машину до 170 км в час.

А на этом 540K разъезжал рейсхляйтер Лей:

Без особого труда можно найти снимки и фюрера в "Мерседесе", но я не стал этим заниматься. Какой смысл лишний раз любоваться мордой этого мерзавца? Но вот на этом парадном фаэтоне Mercedes-Benz 770 1939 года наверняка ездил либо сам Гитлер, либо кто-то из его ближайших приближенных.

"770-й", или, как его еще называли, Grosser Mercedes ("большой Мерседес") был флагманом модельного ряда. Снабженный 7,7-литровым 230-сильным (с компрессором) мотором, он был чрезвычайно редкой машиной: всего за 1938-1943 гг. было выпущено 88 экземпляров этой модели. Вот Mercedes-Benz 770K предыдущего поколения, выпущенный в 1931 г.:

В начале 30-х годов выпускался еще один легендарный "Мерседес", ставший в наши дни образцом для многочисленных подражаний и "реплик" - спортивная модель SSK. Это тоже была очень дорогая и редкая машина:

Не забывала фирма и о "коммерческом" транспорте. Вот 5-тонный грузовик L5 1927 года, по моде тех лет изрядно декорированный:

Вот этот симпатичный грузовичок Lo2000 (1932 г.) гораздо больше похож на простую рабочую лошадку:

Еще несколько образцов грузового транспорта предвоенного, а может быть, уже и военного времени:

3-тонный L3000A


4,5-тонный L4500A


А этот 10-тонный мастодонт носил индекс L10000

"Мерседесовские" автобусы продолжали отличаться передовыми техническими решениями. Вот ранний вариант автобуса с вагонной компоновкой и скругленным аэродинамическим кузовом - Mercedes-Benz LoP 3100 (1934 год):

Наконец, следует упомянуть об опытах фирмы в деле строительства внедорожников. Они уже тогда носили индекс "G" - от слова "Gelande" (что примерно и означает "бездорожье"). Вот такие трехосные G4 строили в 1934-1939 гг. Всего их было выпущено 57 штук, и в основном они выполняли функцию армейских штабных машин:

Гораздо более интересна вот такая машина G5. Она не только полноприводная - как хорошо видно на снимке, у нее все 4 колеса управляемые, что делает ее чрезвычайно маневренной:

Однако такая конструкция слишком сложна даже по нашим временам, и большого распространения не получила.

Выпуск автомобилей Mercedes-Benz возобновился уже в 1946 г. Первой послевоенной моделью стала скромная "170", оснащенная 1,7-литровым мотором, который развивал 38 л.с. Эта модель выпускалась еще до войны, поэтому и сохранила облик, типичный для 30-х годов. Ее выпуск (в разных модификациях) продолжался до 1955 г.


Mercedes-Benz 170

В 1951 г. появляется следующая модель - Mercedes-Benz 220 (внутризаводское обозначение - W187). Эта машина, сохраняя архаичный облик, все же была помощнее и попрестижнее.


Mercedes-Benz 220 (1952)


Mercedes-Benz 220 Cabriolet (1952)

Также с 1951 г. выпускались "Мерседесы-300" серий W186 и W188. Это были дорогие и престижные машины, примерно соответствующие нынешним моделям S-класса. По имени канцлера Аденауэра - творца "немецкого экономического чуда" - машины этой серии принято назвать "аденауэрами".


Mercedes-Benz 300c W186 (1956)


Mercedes-Benz 300S Coupe W188 (1953)

Появившиеся чуть позже машины серии W189 очень походили на 186-е, но отличались от них, в частности, формой задних крыльев.


Mercedes-Benz 300d Cabriolet W189 (1961)

С 1953 г. появляется еще одна серия - W120, W121 (соответственно модели 180 и 190), которая в обиходе называется "малый понтон". (Напомню, что "понтонами" в то время называли автомобили без выступающих крыльев, вроде нашей "Победы"). Через год впридачу к ней выпускаются и "большие понтоны" - модели 219 и 220 (серии W105, W128, W180). Различия в их внешнем облике были минимальными.


"Малый понтон" - Mercedes-Benz 180b (1959-62)


"Большой понтон" - Mercedes-Benz 220S (1958)


Пример кабриолета из этой серии - Mercedes-Benz 220SE (1960)

С начала 60-х гг. на смену "понтонам" приходят "плавники" - машины серий W110 взамен "малых понтонов" и W111-112 взамен "больших понтонов". У моделей серии 111-112, кажется, впервые на "Мерседесах" появляется буква "S", обозначающая принадлежность к S-классу.


Модель из серии W110 - Mercedes-Benz 190C (1962)


Образец серии W111 - Mercedes-Benz 230S

Замечу, что W112 внешне мало чем отличались от W111, но на них ставили более мощные моторы (3-литровые), которым требовалось больше места под капотом, поэтому кузова этих серий имели несколько разные размеры.

С 1964 г. начат выпуск чрезвычайно престижных "600-х" моделей, соперничавших в роскоши с самыми аристократическими брендами, такими, как "Роллс-Ройс". Эти машины консервативного облика выпускались аж до 1981 года и практически не получили никакой замены, если не считать недавно восстановленной под эгидой "Даймлер-Крайслера" марки Maybach.


Mercedes-Benz 600 Limousine (1965)

Серия W110 просуществовала до 1968 г., а S-класс уже в 1965 г. претерпел редизайн, избавившись от плавников. Новые серии получили индекс W108 и W109.


Mercedes-Benz 280SEL (1972) (серия W108). Машина показана в комплектации для американского рынка - со сдвоенными круглыми фарами.

Впрочем, купе и кабриолеты из серий W111-112, с самого начала лишенные плавников, выпускались без изменений до начала 70-х гг.


Mercedes-Benz 280SE 3,5 Cabriolet (1971). Тоже "американка", а заодно пример той путаницы, которая с годами все больше вторгалась в мерседесовскую нумерацию моделей. Несмотря на индекс "280", вроде бы подразумевающий 2,8-литровый мотор, на самом деле эти модели оснащались 3,5-литровыми двигателями, о чем и говорят дополнительные цифры "3,5".

Серию W110 в конце 60-х гг. сменила серия W114-115.


Mercedes-Benz 240D (1975) (серия W115) - c дизельным мотором

Ей на смену с 1975 г. пришла прекрасно известная серия W123 - самые что ни на есть классические "Мерседесы", прославившиеся своей "неубиваемостью".


Mercedes-Benz серии W123

Чуть раньше, в 1972 г., произошло обновление S-класса. Нужно внимательно приглядываться, чтобы отличить эту серию - W116, от более дешевой 123-й.


Mercedes-Benz серии W116

Здесь можно и остановиться - от этих серий уже рукой подать до современных моделей с их разбивкой на классы, введенной в 1993 г. Однако следует сказать пару слов и о спортивных моделях, которые традиционно обозначались индексом SL. Первым в их ряду в 1954 г. стал знаменитый "Gullwing" ("крыло чайки") - Mercedes-Benz 300SL, получивший такое прозвище благодаря своим открывающимся вверх дверям. Эти машины, весьма немногочисленные, в наше время представляют собой предмет зависти всех коллекционеров.


Mercedes-Benz 300SL Gullwing (1955)

Чуть позже в этой же серии W198 стали выпускать и более традиционные родстеры.


Mercedes-Benz 300SL (1957)

Параллельно с 1955 г. выпускались менее мощные родстеры 190SL.


Mercedes-Benz 190SL стартует от стен Кремля во время ралли "Мерседесов" 15 мая 2005 года.

В 1963 г. появилась серия W113, за харатерный вид жесткой съемной крыши получившая прозвище "пагода".


Mercedes-Benz 280SL (1968) (серия W113)

Наконец, вместо "пагоды" с 1970 г. выпускалась хорошо известная серия W107, отличавшаяся завидным долголетием - она просуществовала аж до 1989 года.


Mercedes-Benz 350SL (1972) (W107)

[продолжение] [предыдущая часть] [вернуться на главную]