Первый "Опель" - системы Лутцманна (1899 год)
Сыновья Адама Опеля - производителя швейных машинок, а затем и велосипедов из германского города Рюссельсхайма, - заинтересовавшись автомобилями, приобрели патент на конструкцию механика Ф. Лутцмана. Однако, по некоторым свидетельствам, эти машины были малоработоспособными. Есть рассказы о том, что окрестности завода "Опель" были уставлены странными уродцами, которые не обнаруживали особого желания ездить и возить пассажиров.
Так или иначе, следующей моделью "Опеля" стала машина, выпускавшаяся по лицензии французской фирмы Darracq (1902-1906 гг.)
Из ранних моделей можно упомянуть также этот Doktorwagen (1909 г.) - "машину для врачей"
После первой мировой войны популярной моделью "Опеля" стал такой маленький "Laubfrosch" ("Лягушка"). В условиях послевоенного
кризиса он пришелся весьма ко двору и помог становлению "Опеля" как германского "Форда" - то есть производителя массовых
недорогих автомобилей. В период между мировыми войнами "Опель" в этом отношении не знал в Германии конкурентов.
Вероятно, именно поэтому компания привлекла внимание американского "Дженерал Моторс". В 1928 г. он купил "Опель", и тот стал форпостом GM в Европе (наряду с британским "Воксхоллом"), а заодно и проводником влияния американской автомоды. И действительно, последующие модели "Опеля" обнаруживают в себе много американского. Так, весьма американизированной внешностью обладали строившиеся в конце 30-х годов очень похожие друг на друга Opel Kadett и Opel Olympia (последний получил название в честь берлинской олимпиады 1936 года, съемкой которой прославилась Лени Рифеншталь). Как раз эти машины незнакомыми назвать никак нельзя: они в больших количествах попали в нашу страну как трофейные, но мало этого - советское правительство, в счет репараций вывезшее в Москву все оборудование одного из заводов "Опеля", оказавшегося в советской зоне оккупации, продолжило выпуск "Кадетта", но уже под маркой "Москвич". Это были "Москвичи" серии 400-401.
Opel Kadett 1936 года с кузовом "кабриолимузин": жесткие дверные проемы и матерчатая крыша. У нас под названием "кабриолет"
выпускался "Москвич" с аналогичным кузовом, только 4-х, а не 2-дверный.
Американское влияние ощущается и в более солидной предвоенной модели Opel Kapitan. Есть версия, что механика (а также и облик)
этой машины легли в основу нашей "Победы". У нас они тоже нередко попадались (вообще после войны, по данным сайта А.Богомолова,
"Опели" составляли почти четверть всех зарегистрированных в СССР легковых автомобилей). Например, старенький Kapitan в последние
годы очень долго стоял на задворках одного из жилых домов на Новом Арбате. Ниже представлен вариант военного времени с
газогенератором:
Самой же крупной из довоенных моделей был Opel Admiral. С этой машиной фирма пыталась закрепиться в высшем классе, и, надо
сказать, эта модель пользовалась неплохим спросом.
Opel Admiral 1938 года.
"Опель-Адмирал" стал одним из главных "героев" повести А. Кабакова "Линда с хлопками", действие которой происходит в Москве 1952 года: "Имущества у него [героя] имелось: автомобиль "опель-адмирал", вывезенный по большой удаче из логова зверя - попал Мишкин дивизион прямо на отгрузочную площадку завода, где стояло три таких новеньких машины, и Мишка до сих пор удивлялся, как он тогда все хитро обделал"... Ну, не знаю уж, какие на отгрузочной площадке весной 1945 года во вдрызг разбомбленной Германии новенькие автомобили, тем более что официально "Адмиралы" выпускались только до 1940 года, но вообще-то повесть стильная.
А для любителей свинга замечу, что упомянутая в названии "Линда с хлопками" - это, очевидно, не что иное, как переиначенный на русский манер "линди-хоп"; название же его происходит от первого трансатлантического перелета Чарльза Линдберга в 1927 году - вот как далеко могут завести культурные ассоциации:-))
Вообще же в годы войны "Опель" в больших количествах производил грузовички Blitz ("Молния"), ставшие едва ли не самыми
распространенными в вермахте. От этой модели фирма и получила свой нынешний логотип: стилизованный зигзаг молнии в круге.
Opel Blitz
После войны "Опель" одним из первых в Германии возобновил производство автомобилей: сказалось то, что заводы вернулись под контроль "Дженерал Моторс" (во время войны фирма была фактически национализирована, что вполне понятно). На первых порах "линейка" фирмы состояла из двух моделей: слегка модернизированных "Олимпии" и более дорогого "Капитана".
Opel Olympia (1951)
Opel Kapitan (1948)
И та, и другая модель регулярно проходили редизайн. "Капитан" образца 1953-55 гг. обликом довольно заметно напоминает
нашу "Волгу":
Opel Kapitan (1954)
Следующий его вариант (1955-1957) стал еще более американоидным, получив входившие тогда в моду "плавники":
Opel Kapitan (1955)
В таком же стиле был выполнен Kapitan поколения P1 (1958-1959):
и следующий вариант - поколение P2 (1959-1963):
"Олимпия" же с 1953 года получила официальное название Olympia Rekord (просто "Олимпиями" по крайней мере в нескольких поколениях назывались самые дешевые, "бюджетные" версии этой модели). Эта машина очень сильно похожа на наш "Москвич" 2-го поколения (модели 402-407-403), и иногда случается, что она-то и послужила для него прототипом.
Opel Olympia Rekord (1956)
Версия "Олимпии-Рекорда", выпускавшаяся с 1958 г., так же, как и "Капитан", получила индекс P1 и тоже была выполнена
в "плавниковой" стилистике:
За рестайлингом последовала и смена названия: поколение P2 (1960-1962) именовалось уже просто Rekord.
Следующий Rekord - поколения A (1963-1966) решеткой радиатора сильно смахивает на нашу "Волгу ГАЗ-24":
Opel Rekord A Coupe (1964)
Модели под названием Rekord выпускались до 1986 г.; после этого их сменила Omega. А что касается "Капитана", то в 1964 г. к этому представителю "верхнего класса" присоединились два близнеца-брата: воскрешенный Admiral, а в придачу к этим представителям армии и флота еще и штатский Diplomat. Последние двое выпускались до 1977 года (а Kapitan - до 1970 г.) с одинаковыми кузовами, и внешние различия между ними чисто стилистические.
Opel Kapitan (1964)
Opel Diplomat - представитель следующего поколения (1976)
Здесь мы уже вплотную подошли к современности, условно принимая за ее начало 1970 год, однако из ностальгических побуждений приведу еще одну картинку.
Это Opel Ascona 2-го поколения (1975-1981) - модель, призванная заполнить нишу между маломерными "Кадеттами" (вновь
выпускавшимися с 1962 года, а сейчас их сменили "Астры") и представителями "верхнего среднего класса" "Рекордами".
Сейчас эту нишу вместо "Асконы" занимает Vectra. В свое время машина на этой картинке, напечатанной в ГДР-овском
журнале "Technikus" (наподобие нашего "Юного техника"), казалась мне самым красивым автомобилем в мире:-)) (Оттого-то
и картинка такая замызганная - ее регулярно переклеивали из одной тетрадки в другую и измывались всяческими другими
способами). Впрочем, я и сейчас считаю, что в этом ракурсе она выглядит довольно изящно:-)
На этом закончим о немецких автомобилях и немного поговорим о шведской марке - Volvo. Старые машины этой марки были
довольно стильными, и к тому же дизайнеры
Volvo всегда ориентировались скорее на американский, чем на европейский стиль, и потому Volvo прежних лет очень
похожи на любимых мной американцев - впрочем, так же, как и наши "ЗИСы" и "Волги"; в этом отношении шведский и советский
автопром шли удивительно похожими дорогами.
Первой моделью Volvo стала OV4, выпуск которой начался в апреле 1927 г. Эта простенькая машина получила прозвище "Якоб".
Как видно на снимке, уже самый первый автомобиль Volvo получил характерную стилистическую деталь: черту, наискось пересекающую
радиатор, а на ней эмблема компании - круг с косой стрелочкой, символ мужского начала:-)
Следующей моделью была PV4 - в сущности, та же машина, только с закрытым кузовом седан вполне в американском стиле.
Буквы PV были сокращением от PersonVagn ("легковой автомобиль" по-шведски), 4 - число цилиндров в моторе. В то время
этому числу придавали большое значение, и оно часто фигурировало в наименованиях моделей.
В 1929 г. на конвейер встала серия PV650: 6-цилиндровые, 5-местные. Собственно легковые машины носили индекс 651 и 652,
по номеру серии, а под индексом 650 поставлялись шасси под специальные кузова. На одном из них была построена
эта карета скорой помощи:
В 1930 г. появились первые модели Volvo специально для использования в качестве такси. Они были 7-местными и носили
индекс TR - от слова "транспорт". Модель TR674 выпускалась в 1932-1934 гг.:
Следующее поколение лековых машин появилось в 1933 г. Это были машины PV653-655. Вот одна из них, PV655 - кабриолет
с кузовом от стороннего производителя:
1935 год стал этапным. В этом году в производство была запущена модель PV36, отличавшаяся аэродинамическим кузовом
в стиле Chrysler Airflow. Почему-то эта машина, выпущенная в
холодной Скандинавии, получила знойное тропическое прозвище "Кариока" - вероятно, из-за того, что тогда в моде был этот танец.
За ней последовали модели PV51-52 (1936-38), уже не столь радикальные, но все же куда менее угловатые, чем предыдущее
поколение, а в сущности, вполне отвечающие моде конца 30-х:
Следующее поколение PV53-57 выпускалось в 1938-1945 гг. Это была чуть ли не единственная легковая машина, серийно выпускавшаяся
во время Второй Мировой войны - все остальные автопроизводящие страны участвовали в войне и целиком переключились на военную
продукцию. К этому же поколению принадлежат такси серии 801-802:
С 1928 года Volvo вместе с леговыми машинами выпускала и грузовики. Собственно, в те годы они составляли основную долю
продукции фирмы - совсем как на нашем "ЗИЛе". Вот один из ранних грузовиков:
Грузовик LV94 1936 года:
Пожарная линейка 1938 года:
Автобус на шасси LV127. Эти примитивные коробочки на колесах участвовали в знаменитой операции щведского Красного Креста -
вывозе в конце войны большого числа из немецких концлагерей.
Первой послевоенной моделью стала PV60, серийно выпускавшаяся в 1946-1950 гг.
Но уже в следующем году начался выпуск модели PV444, которая имела куда более передовой дизайн. Как стилистически, так и
формой кузова она очень похожа на нашу "Победу", поскольку и та, и другая машина конструировались с оглядкой на американские
образцы начала 40-х гг.
Вот чуть более поздний вариант этой машины, запечатленный на стильной рекламе:
Эта модель, а также ее вариант с кузовом "универсал" - 445 - отличались завидным долголетием. Они продержались на конвейере
до 1960 года, а серия PV544, унаследовавшая тот же самый каплевидный горбатый кузов, выпускалась до 1965 г.
Но уже в 1957 году на конвейере появилась совершенно новая, куда более современная серия "120", известная также как "Amazon".
Они выпускались с разными кузовами - как 2- и 4-дверные седаны и универсалы.
Следующая серия - "140" - выпускалась с 1966 г. Как видно, Volvo приобретает все более привычный, узнаваемый облик.
Volvo 165 - машина следующей, 160-й серии, с кузовом "универсал":
С 1974 г. выпускалась серия "240". Это уже, можно сказать, современность.
Малоизвестный факт: оказывается, существовали и спортивные модели Volvo. Первой еще в 1956 г. стала Volvo P1900, но
таких машин было продано всего 67 штук:
Куда большей популярностью пользовалась модель P1800, выпускавшаяся с начала 1960-х гг.
У этой модели существовал даже вариант - "универсал" - с забавной задней дверью из цельного куска стекла:
И напоследок - пара послевоенных грузовиков.
Volvo PV4
Volvo PV650
Volvo TR674 (1932)
Volvo PV655 Cabriolet (1933)
Volvo PV36 Carioca (1935)
Volvo PV52 (1938)
Volvo TR802 (1938)
Volvo 144 (1968)
Volvo 242 (1975)
Volvo P1800 E (1971)
Volvo P1800 ES
Volvo L2333 (1951)
Volvo N88 (1966)