Мой автосалон

9. "Плавниковый" стиль

Ну вот, мы наконец добрались до "плавникового стиля", который, можно сказать, воплощает в себе квинтэссенцию американского автомобиля - огромного, мощного и роскошного. Начало этому стилю положили еще в 1948 году маленькие декоративные плавнички, появившиеся на крыльях "Кадиллака".

С течением времени эти плавники увеличивались в размерах, одновременно происходили другие изменения внешнего облика, и в результате ко второй половине 50-х новый стиль совсем созрел. Его точные границы, как и границы любого стиля, определить трудно, но можно более-менее уверенно говорить, что "Форд" и "Меркюри" перешли на этот стиль в 1955 году, "Крайслер"/"Плимут"/"Додж" в 1957-м, а "Дженерал Моторс" - лишь в 1958-м, да и то с оговорками.


Первые ласточки нового стиля - 1955 Ford Crown Victoria и 1955 Mercury Montclair

Итак, к 1958 году этот стиль сложился окончательно. Типичным его представителем можно назвать вот эту машину:

Перед вами - Plymouth Fury 1958 года, знаменитая "Кристина", прославившаяся благодаря роману Стивена Кинга. (Правда, в романе она фигурирует в красно-белой окраске, как на нижнем фото, в реальности же "Плимуты-Фьюри" того года красили лишь так, как изображено на верхней фотографии).

Однако, несмотря на зловещий имидж, полученный этой машиной, и несмотря на ее имя (fury = бешенство, ярость), в рекламе того времени она представлялась более чем миролюбивой, как видно на этой вот картинке (на ней представлен "Плимут" 1957 года):

Можно сказать, что здесь изображена та же самая машина, так как "Плимуты" 1957 и 1958 годов различались лишь незначительно. Как представитель нового стиля (применительно к крайслеровским машинам он назывался "Forward Look", т.е. "Взгляд вперед"), она обладает всеми характерными его особенностями: вытянутый и приземистый стремительный силуэт, мощный бампер, агрессивная решетка радиатора, сдвоенные фары под козырьком и, разумеется, огромные плавники. В рекламе того времени утверждалось, что они повышают устойчивость автомобиля в движении, представляя собой что-то вроде самолетного киля, но разумеется, это была полная чепуха.

Не могу не удержаться, чтобы привести образцы других американских моделей 1958 года.

CHRYSLER CORP.


1958 Chrysler 300D Convertible


1958 Chrysler Saratoga


1958 Imperial


1958 Dodge Royal Lancer


1958 De Soto

FORD MOTOR


1958 Ford Fairlane


1958 Ford Thunderbird


1958 Mercury Park Lane


1958 Edsel Pacer


1958 Lincoln Continental

GENERAL MOTORS


1958 Chevrolet Impala


1958 Buick Century


1958 Oldsmobile 88


1958 Pontiac Super Chief


1958 Cadillac 62

НЕЗАВИСИМЫЕ


1958 Rambler Super


1958 Studebaker Commander


1958 Packard

Как мы видим, несмотря на разный подход к внешнему выражению (на некоторых моделях "плавники" вообще едва намечены), суть стиля остается единой.

Эти годы, помимо непрерывного возрастания мощности моторов, ознаменовались и другими техническими новинками, в числе которых - фордовские кабриолеты с механически убирающейся жесткой крышей, так называемой "retractable". Как это происходило, показано на этой gif-овской картинке):

1957 Ford Skyliner

Недостатком этой конструкции было то, что крыша убиралась в багажник, и следовательно, больше там места ни для чего не оставалось. Поэтому такие автомобили были непрактичными и тогда не прижились, хотя в наше время подобная система постепенно завоевывает популярность, применяясь, например, на "Мерседесах" SLK-серии:

2001 Mercedes-Benz SLK320

Вообще же "плавниковый" стиль вопреки распространенному убеждению прожил недолго. Уже в следующем, 1959 году, настоящих представителей этого стиля осталось немного. Скажем, из всей линейки "Дженерал Моторс" чистым представителем "плавниковых" можно считать лишь "Понтиак", у которого, как видно на картинке, плавники даже раздвоились:

1959 Pontiac Bonneville

Кроме того, для этой машины характерно заднее панорамное стекло типа "виста", вошедшее тогда на несколько лет в моду. Вот пример такого же стекла на "Шевроле":

1959 Chevrolet Impala

Другие марки, даже при сохранении плавников, получали чрезвычайно эклектичный передок, свидетельствующий об отмирании стиля. Вот так выглядели "Бьюики" 1959 года:

1959 Buick Invicta

Однако настоящим шедевром эклектичности, знаменующим собой как венец "плавникового" стиля, так и отказ от него, были "Кадиллаки" того года:

1959 Cadillac Fleetwood

У этих машин были совершенно непомерные крылья, снабженные "фантазийными" фонарями, имитирующими ракетный выхлоп (на дворе как-никак стоял космический век: ракеты, спутники и прочее!)

1959 Cadillac Eldorado

В детстве в Парке культуры им.Горького я катался на итальянской карусели (может быть, ее кто-нибудь помнит), на которой вместо традиционных лошадок были самые невероятные транспортные средства, в том числе снабженные именно такими фонарями. Раньше я полагал их атрибутом фантастических романов и был немало удивлен, когда узнал, что они позаимствованы у самых настоящих машин. Кстати, на примерно таком же огромном "Кадиллаке", только потрепанном и ржавом, разъезжает главный герой в фильме "Охотник на оленей" - "этнический русский" в исполнении Роберта Де Ниро.

Долго такие фонари не продержались: уже в следующем году "Кадиллаки", в общих чертах сохранив передок, получили куда более скромное оформление задней части.

1960 Cadillac Eldorado

Небольшие декоративные плавнички присутствовали на "Кадиллаках" еще многие годы спустя, став характерной деталью их облика, но по существу это были машины совершенно другого стиля - куда более строгого и лаконичного, как видно, скажем, по этому "Кадиллаку" 1962 года:

1962 Cadillac De Ville

Вообще же, что касается задних фонарей, то дизайнеры тех лет отрывались как могли. Достаточно взглянуть на хвостовое оформление, скажем, вот этого "Олдсмобиля":

1959 Oldsmobile 98

Или "Меркюри" 1958 года:

1958 Mercury Montclair

На "Форде" и "Меркюри" плавниковый стиль продержался до 1959 года, на "Линкольне" - до 1960-го. "Крайслер" цеплялся за него дольше. Последний плавниковый "Плимут" появился в 1960 году, отличаясь также колоссальными плавниками и совершенно эклектичным передком:

1960 Plymouth Belvedere

"Доджи" также сохранили "настоящие" плавники до 1960 года:

1960 Dodge Matador

На "Крайслерах" они оставались до 1961 года (но опять же, при совершенно ином стилевом решении передка):

1961 Chrysler 300G

Дизайн же "Империала" дошел до того, что на нем вновь, как и в 1930-е годы, появились расположенные вне корпуса фары, установленные в специальных нишах:

1961 Imperial Crown Convertible

И все это также сопровождалось плавниками, достигшими максимальных размеров перед тем, как бесповоротно исчезнуть. Наступала новая эпоха, а с ней и новый стиль.

И в завершение этого раздела еще одна стильная картинка:

Примечания 1. Edsel - новая марка "Форда", выпуск которой пытались наладить в 1958-1960 гг. Она названа в честь Эдселя Форда, сына Генри Форда, и является именно маркой, а не моделью - т.е. это Edsel, а не Ford Edsel. Однако 1958 год вообще оказался кризисным, производство автомобилей упало чуть ли не вдвое, и в этих условиях у новой марки не было никаких шансов. С ней помыкались три года и забросили. Сейчас уцелевшие "Эдсели" - редкие коллекционные экземпляры.

10. Конец американских "независимых"

Как только автомобиль чуть-чуть вошел в моду, его бросились производить все, кому не лень. В начале XX века автомобилестроительные фирмы-однодневки исчислялись сотнями, если не тысячами. Уже лет через двадцать от них немного осталось. Размер вложений, необходимых, чтобы открыть свое дело, все увеличивался, а уже вставшие на ноги фирмы давили конкурентов. Тем не менее еще в 20-е годы производителей автомобилей в Америке и в других странах было очень много - гораздо больше, чем обычно думают. (По некоторым сведениям, в 1896-1930 гг. в США их насчитывалось более 1800!) Жестокий удар по ним нанесла Великая депрессия; мало кто ее пережил, а из переживших многие не смогли оправиться и в течение 30-х годов тихо угасали. В результате после Второй мировой войны к производству легковых автомобилей вернулись немногочисленные фирмы. Помимо "большой тройки", в Америке этим занимались, собственно, только Hudson, Nash, Packard, Studebaker и Willys. Ну, к ним еще можно прибавить малоизвестную фирму Crosley. Она производила малолитражки даже по европейским меркам, а на американском рынке такие машины и вовсе не пользовались спросом. В результате их производство было ничтожным.

1952 Crosley

Правда, прибавился и новый игрок - корпорация Kaiser-Frazer. Она выпускала машины одноименных марок в 1946-1955 годах, но так и не сумев занять прочное место на рынке, свернула производство легковых машин и переключилась на грузовые и специальные машины.

1947 Kaiser Special Six
(Кстати, весьма прогрессивный дизайн - уже в 1947 году трехобъемная машина полностью понтонного типа.
Как я уже писал раньше, "большая тройка" перешла на этот дизайн лишь два года спустя).

Были и другие попытки наладить производство, оставшиеся мертворожденными. Например, была попытка выпускать такие вот машинки "Плейбой":

1948 Playboy

Более интересен Tucker - заднемоторный автомобиль с тремя фарами, передняя из которых поворачивалась вместе с колесами:

1948 Tucker Torpedo

Этот проект до сих пор вызывает много споров. Одни считают, что предприятие Такера было чистой воды авантюрой и даже аферой, другие уверены, что это был технически очень прогрессивный проект, настоящий "автомобиль завтрашнего дня", задушенный косной "большой тройкой". О Такере даже снял фильм Ф.Ф. Коппола: Tucker: The Man and His Dream. Так или иначе, до серийного производства дело не дошло, была выпущена только пробная партия.

После того, как волна послевоенного потребительского спроса схлынула, "независимые" стали выкручиваться как могли - тягаться с "большой тройкой" им было явно не по силам. А ведь фирмы все были известные, с давней историей. Например, Willys в 1912-1918 гг. устойчиво занимал второе место по количеству произведенных автомобилей в США, уступая только "Форду" (правда, сильно уступая, в разы), пока его не спихнул с этого места Chevrolet. Studebaker в те годы тоже занимал верхние строчки в табели о рангах, да и Hudson был вполне известной маркой, часто упоминавшейся в литературе. Теперь же им приходилось либо ориентироваться на незанятые рыночные ниши, либо привлекать покупателей оригинальным дизайном. Так, Hudson в 1948 году выбросил на рынок машину весьма оригинального вида и, главное, первую в Америке, построенную по идеологии "stepdown" ("шаг вниз"): такую низкую, что надо было нагнуться, чтобы сесть в нее, как у современных машин, а не ставить ногу на подножку и карабкаться наверх, как было принято в то время. Эти машины понтонного типа, с низким, стремительным, прижатым к земле силуэтом, с полностью отсутствующей нишей задних колес, определили дизайн "Гудзона" (наверное, правильнее все-таки "Хадсон") на долгие годы вперед:

1948 Hudson

В 50-е годы фирма попыталась утвердиться в нише компактных автомобилей. В результате получился американский "Москвич", иначе и не скажешь:

1954 Hudson Jetliner

Фирма Nash вела еще более радикальные эксперименты с дизайном. С 1949 года на "Нэшах" попытались вообще отказаться от колесных ниш, причем в рекламных проспектах утверждалось: "Наконец-то можно избавиться от уродливых колесных ниш, отныне ничто не искажает стремительных обводов кузова".

1950 Nash Statesman

Однако американцы восприняли это новшество в штыки. Новый дизайн получил презрительное прозвище "Bathtub" - "ванна". И в самом деле, вид у этой машины очень забавный, но какой-то несерьезный, видимо, из-за решетки радиатора. Кроме того, "Нэши" оснащались разочаровывающе слабыми моторчиками. После этого неудачного эксперимента колесные ниши на "Нэшах" росли и росли, пока все не вернулось на круги своя. Однако машины фирмы продолжались отличаться оригинальным дизайном, в разработке которого участвовало известное итальянское кузовное ателье Pinin Farina. Для "Нэшей" 50-х характерны фары, сдвинутые необычно далеко от краев кузова:

1955 Nash Statesman Custom

Кроме того, фирма активно позиционировала себя в секторе компактных машин. Под маркой Nash был начат выпуск автомобильчиков Metropolitan - этаких американских "Запорожцев" (хотя на самом деле по заказу "Нэша" их производила британская фирма Austin):

1957 Nash Metropolitan Convertible

Чтобы не прогореть окончательно в борьбе за место под солнцем, Hudson и Nash в 1954 году объединились в компанию AMC (American Motor Corporation). Это была крупнейшая корпоративная сделка того времени, ценой в 197 млн. долларов (копейки по нашим временам). Новая компания до 1957 года производила машины под старыми марками, а затем полностью отказалась от них в пользу марки Rambler (модель Rambler появилась в линейке "Нэша" еще в 1950 году, а вообще именно эта марка когда-то стояла у истоков фирмы Nash). К поисковику в интернете она не имеет никакого отношения:-)) В 1987 году корпорацию AMC на корню скупил "Крайслер".

Заканчивая разговор о "Нэше", приведу еще пару картинок. Первая - рекламка "Нэша" еще довоенного (по американским стандартам) периода.

1942 Nash Ambassador 600

Видно, что тогда эти машины отличались приличным размером и довольно стандартным дизайном.

Вторая - историческая. "Нэш" модели 1938 года в покоренной Германии, с нашими бойцами, позирующими на его фоне:

1938 Nash Ambassador Eight

На этом снимке машина кажется огромной, настоящим автобусом. Но судя по предыдущему снимку со стюардессами размеры у нее вполне нормальные, просто солдатики попались низкорослыми. Фотография взята с www.autogallery.org.ru/m/nas1938.htm, там же можно прочитать историю этого снимка.

Что касается фирмы Willys, она после войны практически забросила производство легковых машин, сделав ставку на производство отлично зарекомендовавших себя "Джипов" для гражданского населения. Гражданский вариант "Джипа" назывался "Джипстер".

1948 Willys Jeepster

Однако по уровню комфорта машина мало чем отличалась от военного варианта, да и до моды на внедорожники тогда было еще очень далеко - короче, "Джипстеры" раскупались плохо. В 1963 году марка "Виллис" окончательно исчезла. (Хотя "Виллисы" еще некоторое время выпускались в Бразилии).

В этой связи интересно проследить историю "Джипа", изобиловавшую самыми парадоксальными поворотами. Еще перед войной военное ведомство США объявило конкурс на легкую машину-вездеход для армии. Победил проект малоизвестной фирмы Bantam, которая в небольших масштабах делала малолитражные машины. Однако ей явно не по плечу было производство автомобиля в масштабах, необходимых для армии, поэтому после небольшой модификации контракт на производство машины был заключен с "Виллисом" и "Фордом". Машины производства "Виллиса" назывались Willys MA/MB (Military, т.е. военный, тип A и B), а фордовские - Ford GPW (G = Government Issue, P = Passenger, W = Willys Blueprint, т.е. по заказу правительства, пассажирский, по чертежам Willys), в обиходе - "Джи-Пи", откуда и возникло слово "Джип". Надо сказать, что именно "Форд" произвел львиную долю этих машин, в том числе и предназначавшихся для ленд-лиза. Но по странному капризу судьбы у нас они стали известны именно как "Виллисы", хотя "Фордов" среди них было большинство.



Прототип армейского вездехода фирмы Bantam (1940 г.)



Willys MB



Ford GPW

После войны "Форд" не проявлял интереса к выпуску этих машин, и брэнд "Джип" оказался в распоряжении "Виллиса" (то-то, поди, сейчас на "Форде" локти кусают!) В 1953 г. фирма "Виллис" была куплена корпорацией "Кайзер-Фрейзер" (см. выше). Таким образом, права на брэнд перешли к "Кайзеру", который продолжал выпускать "Джипы" и после того, как марка "Виллис" умерла. В 1970 г. права на марку перекупила корпорация AMC, а после того, как та была куплена "Крайслером", соответственно и право выпускать "Джипы" перешло к "Крайслеру" - и надо сказать, это была единственная модель AMC, оставшаяся в производстве. Любопытно, что в годы войны "Крайслер" к выпуску "Джипов" не имел никакого отношения - тогда там производили собственную версию армейского автомобиля, "Додж", такого типа, как этот, выставленный в музее железнодорожной техники под Переславлем:

Еще одна известная у нас в стране по военным годам американская фирма - "Студебекер" - у себя на родине занималась все-таки в основном производством легковых машин. После войны она тоже попыталась занять особую нишу, производя машины очень авангардного дизайна. Они получили характерный мощный выступ на носу, напоминающий воздухозаборник реактивного самолета:

1951 Studebaker Champion

Другой отличительной чертой дизайна "Студебекеров" был кузов купе с очень низеньким и чрезвычайно широким задним стеклом, получивший фирменное название Starlight Coupe - купе "Звездный свет". Остряки утверждали, что невозможно определить, где у этих машин зад, а где перед.

1950 Studebaker Starlight Coupe

Кстати, сделаю еще одно отступление насчет "носов-воздухозаборников". Практически никто больше на такой радикальный дизайн не осмелился, хотя идея витала в воздухе, завораживая умы не только американских, но и советских конструкторов - примером тому могут служить советские проекты гламурных футуристических машин из собрания автомобильного отдела Политехнического музея. Однако дальше создания концептов и экспериментальных машин дело не пошло. Вот несколько примеров:

Концепт Buick Le Sabre (1951 г.)


Концепт Oldsmobile Golden Rocket (1956 г.)


Опытный спортивный автомобиль ЗИС-112 на шасси ЗИС-110 (1951 г.)

Но едва ли не самыми первыми опять оказались чехи - причем в то время, когда реактивных двигателей еще в помине не было. Вот такой автомобиль на шасси машины Wikov они соорудили еще в 1931 году:

1931 Wikov 35 Kapka

На практическом же уровне "воздухозаборники" сводились к шишкам на радиаторе, которые украшали, скажем, "Форды" начала 50-х годов:

1949 Ford Custom Convertible

А войдя в моду, они появились и на радиаторах наших "Москвичей" и "Волг":

Москвич-402


ГАЗ-21В Волга (1957-1958)

Думаю, все знают, что на "Волге" эта шишка несла на себе пятиконечную звезду. "Волги" такой разновидности почему-то называются "жУковскими", хотя маршал Жуков, и выйдя на пенсию, ездил на "ЗИСе-110".

Но вернемся к "Студебекерам". Спортивный стиль, идущий сильно вразрез с направлением американской автомобильной моды тех лет, продолжал превалировать на машинах этой марки и дальше:

1953 Studebaker Commander

В должный срок "Студебекер", как положено, обзавелся плавниками, но сохранил при этом своеобразный стиль:

1958 Studebaker Golden Hawk

Еще в 1954 году "Студебекер" прикупил другую старую независимую марку - Packard. По некоторым сведениям, эта сделка совершилась в рамках более крупного плана по слиянию независимых компаний в большую корпорацию: в дальнейшем планировалось слияние "Студебекер-Паккарда" с AMC, образовавшейся слиянием "Нэша" и "Гудзона", но безвременная смерть одного из авторов этого проекта помешала довести дело до конца. Увы, эта мера не спасла заслуженную марку Packard - она хирела с каждым годом, а последние "Паккарды" были фактически "Студебекерами" с надписью Packard на капоте, не имея ничего общего с теми солидными представительскими машинами, которые "Паккард" выпускал всю жизнь. Выпуск машин Packard прекратился в 1958 году.

1958 Packard Hawk

В конце 50-х годов "Студебекер" попытался поправить свое пошатнувшееся положение, начав выпуск компактных машин серии Lark. Если нужны какие-то сравнения, то при взгляде на них сразу приходит на ум аналогия с "Жигулями", если только не считать того, что в Америке машины этого класса никогда не были так популярны, как у нас - "Жигули".

1960 Studebaker Lark

Тем не менее, положение фирмы ухудшалось с каждым годом. Пытаясь привлечь покупателя, руководство компании то выдумывало для своих машин новый класс - Limousette ("лимузетка"), утверждая, что при своей компактности и доступности они сравнятся своим комфортом с лимузином, то, не в состоянии проводить обязательный ежегодный рестайлинг, заявляло: "Наши машины такие стильные, что не стареют. Вам не придется каждый год покупать себе новый автомобиль!" По-настоящему стильной получилась спортивная машина Avanti:

1963 Studebaker Avanti

Даже после того, как в 1966 г. был выпущен последний легковой "Студебекер", некоторые производители-энтузиасты продолжали небольшими партиями выпускать машины Avanti.

Итак, к началу 60-х годов "Форд", "Крайслер" и "Дженерал Моторс" остались без конкурентов. Новое десятилетие можно назвать золотой эрой "большой тройки" из Детройта.

Ну, и напоследок еще одна рекламная картинка. Жизнерадостные американцы рядом c открытым "Студебекером":

1950 Studebaker Champion

[продолжение] [предыдущая часть] [вернуться на главную]