В послевоенные годы Англия, вероятно, была крупнейшим мировым экспортером автомобилей. Действительно: промышленность Германии лежала в руинах, по Франции и Италии война тоже проехалась, о Японии вообще речи не идет, американские автомобили уже тогда для остального мира были слишком большими и мощными, да кроме того, американская промышленность едва справлялась с удовлетворением внутреннего спроса. В этих условиях конкурентов у англичан почти не было. Лишь сильно позже, в результате как ошибок менеджмента, с одной стороны, так и общего неблагоприятного климата в экономике, с другой, "коренные" британские марки пришли к тому плачевному состоянию, в котором находятся сейчас - параллельно с тем, как и сама Великобритания теряла статус "мастерской мира", превращаясь в ординарную европейскую страну. И этот процесс весьма наглядно иллюстрирует история марок, которые условно можно объединить принадлежностью к известной в 70-е годы корпорации "Бритиш Лейланд".
Становым хребтом этой корпорации можно считать машины Austin. Эта марка появилась в 1906
г. стараниями сэра Герберта Остина. Под этой маркой выпускались самые разнообразные автомобили -
от солидных лимузинов до крохотных малолитражек - но особо удачным оказался в 20-е годы
дешевый автомобильчик Austin 7, оказавшийся весьма кстати в бедной межвоенной Европе.
Разные фирмы пытались воспроизводить этот автомобиль. Nissan без всякой лицензии делал чрезвычайно
похожую машину, что стало причиной скандала. Немецкая фирма Dixi из города Айзенаха поступила
по закону и купила лицензию. Вскоре эта фирма оказалась во владении BMW. Лицензионный Austin 7 стал первым автомобилем BMW
и таким образом стоит у истоков будущей славы этой марки.
Послевоенный модельный ряд "Остина" тоже отличался разнообразием. В него входили такие малышки,
как Austin A30:
более солидные машины, вроде этого A40 Devon:
роскошные лимузины Princess с кузовом от известной фирмы Vanden Plas в получившем моду в тогдашней
Британии стиле "Razor Edge" ("лезвие бритвы"). Для этого стиля, в отличие от господствующей
в других странах моды на "пузатые" автомобили, характерные острые грани, предвосхищающие
нынешний "граненый" стиль:
Выпускались и такие необычные автомобили Atlantic, предназначенные на экспорт в США,
но успеха там не имевшие:
В 1952 г. произошло слияние "Остина" с его заклятым конкурентом - фирмой Morris. Она была
основана в 1912 г. и получила известность как производитель массовых малолитражных машин.
В частности, и до войны, и после были популярны автомобили Morris Minor:
В то время Morris уже входил в состав концерна Nuffield. Собственно говоря, лорд Наффилд -
это Уильям Моррис, основатель этой марки. Свою промышленную империю он начал создавать еще
в 1925 г., присоединив к своим владениям фирму MG. Она с самого начала была тесно связана
с "Моррисом", так как ее название расшифровывается как Morris Garages - автомастерские по
обслуживанию автомобилей "Моррис", на базе которых и был создан первый автомобиль MG.
Известность фирме принесли ее легкие открытые спортивные машины, дизайн которых мало изменился
и после войны, что вообще характерно для консервативного британского автопрома:
Эти родстеры с их устарелым, но стильным обликом пользовались хорошим спросом в Америке,
что и определило основную продукцию марки, а также принесло ей популярность, которая дает
плоды и сейчас: уже давно нет ни "Остина", ни "Морриса", а машины MG (правда, после перерыва
в 1981-1993 гг.) продолжали выпускаться до 2005 г. (и снова - с 2007 г., на этот раз под контролем китайской фирмы Nanjing), хотя выглядели совершенно по-иному:
В 1927 г. к "Моррису" была присоединена фирма Wolseley - старейшая из всей этой компании:
она начала производство автомобилей в 1899 г. Интересно, что первый автомобиль Wolseley
проектировал сэр Герберт Остин, прежде чем основать фирму своего имени. Машины Wolseley
отличались несколько большей солидностью. Вот как они выглядели в довоенные годы и сразу
после войны:
Наконец, последней к "Моррису" присоединилась в 1938 г. испытывавшая финансовые трудности
фирма Riley, получившая известность до войны успехами в автогонках. Так и возник концерн
Nuffield.
Машины Riley выпускались также с 1899 г., но поначалу это были всего лишь трициклы, примером
которых служит вот эта таратайка:
Первый настоящий автомобиль Riley - 9 HP - появился лишь в 1905 г.
Впоследствии под маркой Riley выпускались довольно солидные автомобили с кузовами самых
разных типов. Вот один из довоенных Riley:
Итак, "Остин" и "Моррис" в 1952 году слились. Новая структура получила название British Motor
Corporation - BMC. Под ее флагом продолжилось производство машин старых марок, под маркой же BMC
выпускались "коммерческие" автомобили - грузовики, автобусы и прочее. Вот один из таких грузовичков:
BMC весьма активно применяла процедуру под названием "Badge Engineering", которая заключается в
том, что одинаковые автомобили продаются на разных рынках под разными марками (в принципе хорошо
известная практика, достаточно вспомнить наши "Жигули", для которых придумали экспортное название
Lada). Например, бросается в глаза сходство между следующими автомобилями BMC, принадлежащими
к так называемому Farina Range (модельный ряд "Фарина", спроектированный одноименным итальянским
кузовным ателье):
1959 Morris Oxford
1967 MG Magnette
1962 Riley 4/72
Wolseley 24-80
Austin и Morris вообще почти неразличимы, а машинам трех других марок, считающихся более люксовыми,
постарались придать хоть какую-то индивидуальность, сохранив им радиатор "фирменного стиля" и
другие элементы оформления. В том же духе поступили при запуске в производство следующей серии
1100/1300. Здесь сходство еще более разительное, и даже модели машин носят одинаковые названия:
Morris 1100
MG 1100
1966 Riley Kestrel 1100
Wolseley 1100
Как мы видим, MG, Riley и Wolseley снова сохранили свои фирменные радиаторы.
Самая же роскошная машина серии (опять же, с индивидуальным стилем) называлась Vanden Plas Princess.
Марка Vanden Plas, которая существовала в 1960-1979 гг., была учреждена специально для самых
дорогих и престижных машин BMC. Свое название она получила в наследство от известной кузовной
фирмы, вошедшей в состав концерна.
Но и это не все. На американский рынок эти машины шли под банальным названием Austin America:
В Испании версии этих машин продавались как Austin de Luxe; в Голландии - Austin Gilder; в Новой Зеландии -
Austin Nomad, а в Австралии - Morris Nomad (почему-то местные маркетологи решили, что эти названия
будут самыми подходящими; интересно, что позднейшие машины австралийской сборки Austin Tasman и
Austin Kimberley продавались в Новой Зеландии соответственно как Morris Tasman и Morris Kimberley).
В Италии же местная фирма Innocenti, тесно сотрудничавшая с BMC, выпускала собственные версии
этих машин:
Еще одним характерным примером Badge Engineering является знаменитая машина Mini,
популярная у англичан не меньше, чем во всем остальном мире - Volkswagen. Выпуск Mini начался
в 1959 г. Поначалу она продавалась под существующими марками, и лишь с 1969 года Mini стала
самостоятельной маркой. Сделанные на основе Mini модели Riley Elf и Wolseley Hornet также
отличались характерными деталями дизайна:
1964 Morris Mini Minor Traveller - версия универсал в стиле "woody"
Riley Elf
1968 Wolseley Hornet
В 1966 году к BMC присоединился Jaguar (вместе с подчиненным ему "Деймлером"), после чего BMC
переименовали в British Motor Holding. Кроме того, говоря об истории BMC, следует упомянуть еще
марку Austin-Healey. Так назывались выпускавшиеся в 1952-1971 гг. машины, спроектированные
известным конструктором Дональдом Хили и оснащенные моторами Austin. Они представляли собой
легкие спортивные родстеры, из которых наиболее запоминающийся облик имела машина Sprite первой
версии. За характерные фары ее прозвали "Frog-eye" (глаза лягушки):
Фирма Leyland, основанная еще в 1896 году, большую часть своей истории занималась изготовлением
грузовиков и автобусов. Вот небольшая подборка автобусов Leyland разных лет.
К производству же легковых машин фирма всерьез приступила в 60-е годы, когда начала активно
скупать известные британские марки. Первой ее жертвой в 1961 г. стало объединение Standard-Triumph,
в свою очередь, существующее с 1945 года, а до того две эти марки были независимыми. Автомобили
Standard выпускались с 1903 г. и никогда не представляли собой ничего особенного. Вот образец
довоенной продукции фирмы:
Более любопытен послевоенный Standard Vanguard, представляющий собой один из первых образцов
"понтонного дизайна". В некоторых советских источниках можно встретить заявления, что прототипом
для него послужила наша "Победа", но скорее всего, и та, и другая машина создавались с оглядкой
на одни и те же американские образцы.
Еще после войны выпускались грузовички Standard Atlas, один из которых я здесь приведу исключительно
ради его забавного внешнего вида.
Автомобили Triumph выпускались с 1923 года и тоже не представляли собой ничего особенного.
В качестве примера приведу забавную послевоенную микролитражку Mayflower, любопытную тем,
что она представляет собой характернейший образец стиля Razor Edge:
Кроме того, после войны выпускались родстеры Triumph довольно курьезного и крайне консервативного
вида:
На них даже сохранялись задние откидные сиденья - "тещины места", к тому времени совершенно вымершие.
Но так или иначе, марка все больше ориентировалась на производство спортивных машин. В 1953 г.
была запущена серия родстеров TR, которая выпускалась вплоть до закрытия марки в 1984 г.
Вот первый из этой серии - TR2:
А вот один из последних, TR7, изображенный на очень гламурной и мачистской рекламке для Испании:
Кроме того, уже в 60-е гг. начался выпуск родстеров Spitfire, названных так в честь знаменитого
английского истребителя:
Марка Standard недолго просуществовала в составе Leyland - уже в 1963 г. ее прикрыли. Связано
это было с тем, что слово standard в английском языке поменяло свой смысл - в начале XX века оно
означало "образцовый, качественный", но со временем стало синонимом слов "банальный, ширпотребный".
(Примерно такую же эволюцию аналогичное слово претерпело в русском языке). Тем не менее машины
этой марки продолжали выпускать на дочернем предприятии в Индии, причем там марка Standard
использовалась для модификаций тех машин, которые в Англии продавались как Triumph и Rover: вероятно,
в Индии слово standard еще сохраняет свое первоначальное значение. Вот один из индийских "Стандардов"
(увы, машина попалась довольно ржавенькая):
Вышеупомянутый Rover выпускал автомобили с 1904 года. Это всегда были довольно основательные,
консервативные машины.
Из послевоенных образцов выделяется этот Rover серии P4, за характерную третью фару получивший
название "Циклоп":
Кроме того, после войны появляется знаменитый внедорожник Land Rover, ранние модели которого
легко узнаваемы по выступающим вперед крыльям и общему топорному дизайну. Но тем не менее они
завоевали огромную популярность во всем мире, возможно, даже большую, чем "Джипы".
Rover вошел в состав "Лейланда" в 1967 г., но до этого успел в 1965 г. поглотить другую достаточно
известную британскую марку - Alvis. Она существовала с 1919 г. Машины Alvis, кажется, никогда не
отличались особыми техническими новациями, но имели вполне стильный вид, как вот этот кабриолет
1953 года:
В 1967 г., в связи с вхождением "Ровера" в "Лейланд", выпуск автомобилей Alvis прекратился.
Зато эта фирма превратилась в ведущего европейского изготовителя колесных бронемашин.
Наконец, в 1968 году произошло и слияние British Motor Holding с Leyland. Новая корпорация получила название British
Leyland. Похоже, что тогдашние менеджеры британского автопрома признавали единственное решение своих проблем - укрупнение.
Новые проблемы, создавшиеся при укрупнении, решались дальнейшим укрупнением. И так продолжалось до тех пор, пока укрупняться
больше стало некуда. В результате этого слияния получился огромный и плохо управляемый конгломерат разношерстных марок,
в число которых входили: Austin, Austin-Healey, Daimler, Jaguar, MG, Morris, Riley, Rover, Triumph, Wolseley, Vanden Plas,
не считая марок грузового транспорта и тех, что употреблялись только в других странах. Предстояло как-то упорядочить
эту мешанину. И упорядочивание началось. Уже в 1969 г. жертвой реструктуризации пал Riley. В 1975 г. такая же участь
постигла Wolseley. Другие держались, но престиж славных в прошлом английских марок падал настолько, что концерн предпочитал
новые машины продавать под своими собственными названиями. Так появились марки Princess, Allegro, Metro, Maestro, Maxi,
Montego, Sterling, но все они оказались недолговечными.
Особо следует отметить одну интересную модель, которая продолжала выпускаться все эти годы. Речь идет о лондонском такси
Austin, которое стало своего рода символом британской столицы. Эта модель носит обозначение FX4. Предыдущая, FX3,
выпускалась с 1948 по 1958 гг.
В 1958 г. ее сменила модель FX4, которая выпускалась под маркой Austin вплоть до 1981 года.
Выпуск FX4 продолжался и позже, под маркой кузовной фирмы Carbodies, а сейчас на смену им приходят машины специализированной
фирмы LTI (London Taxi), выдержанные в том же ультраконсервативном дизайне:
Между тем, как было сказано, слияние не решило всех проблем British Leyland, а лишь породило новые. В 1975 году компанию
от банкротства спасли массированные правительственные инвестиции. Контрольный пакет концерна оказался во владении правительства,
и таким образом, British Leyland стал национализированным предприятием. Но и это не помогло. Несмотря на колоссальные
капиталовложения, концерн так и не приносил прибыли, а денег на разработку новых моделей катастрофически не хватало.
Дошло до того, что в 1979 г. было заключено соглашение с "Хондой" о выпуске лицензионных хондовских моделей. Поэтому
новое поколение машин Rover и Triumph имело откровенно японский облик:
Реструктуризация продолжалась. В 1979 г. отказались от марки Vanden Plas, в 1981 - от MG, в 1984 - от Triumph и Morris (несмотря на то, что
последние модели Morris - Marina и Ital - пользовались относительным успехом).
Наконец, настал черед и "Остина". В 1990 г. была выпущена последняя машина этой марки. К тому времени от прежнего великолепия
British Leyland остались лишь рожки да ножки, и в 1986 г. концерн был переименован в Rover Group. Через два года правительство
решило наконец избавиться от обременительной собственности, безвозвратно поглотившей несколько миллиардов фунтов стерлингов,
и концерн был продан компании British Aerospace, решившей диверсифицировать производство. Но и у новых хозяев дело не пошло.
В 1994 г. Rover Group оказалась во владении BMW. Довольно иронично, если вспомнить, что первым автомобилем BMW был лицензионный
Austin 7. Новые "Роверы" получили заметный пробээмвешный облик:
Но что ты будешь делать - и немецким хозяевам британская собственность принесла одни убытки. В конце концов BMW для покрытия
расходов продала марку Land Rover "Форду", марки Rover и MG (восстановленную в 1993 г.) - британской финансовой группе
Phoenix, а себе оставила Mini (на правах отдельной марки, напомню, с 1969 года). Последняя вместе с "Роллс-Ройсом"
представляет собой основу владений BMW на Британских островах, где из всех сколько-нибудь крупных независимых производителей легковых машин
до XXI века дожила лишь MG Rover Group - и та в начале 2005 года объявила о своем банкротстве. Активы MG Rover оказались во владении у китайской фирмы Nanjing, которая, в свою очередь, была поглощена в 2007 г. другим автопроизводителем из Поднебесной Империи - SAIC.
Однако рассказ о "великом вымирании марок" будет неполным, если не упомянуть об еще одном важном объединении, сыгравшем
заметную роль в британском автопроме - так называемой группе Rootes. В нее входили 4 марки - Hillman, Humber, Singer
и Sunbeam. Hillman существует с 1907 г., машины Humber выпускались с 1899 г. В 1928 г. обе эти фирмы слились, а с 1932 г.
контроль над ними перешел к братьям Рутс, сколотившим мощную индустриальную группу. С того времени под маркой Humber
традиционно выпускались большие, основательные машины, под маркой Hillman - машины попроще.
В 1935 г. в состав группы Rootes вошел Sunbeam. История этой марки более интересна и очень запутанна. Первые автомобили
Sunbeam, предназначенные на продажу, были выпущены в 1901 г. Они имели крайне необычную конструкцию, представляя собой
что-то среднее между автомобилем и мотоциклом, к тому же с нигде не виданным ромбовидным расположением колес:
В 1920 г. Sunbeam слился с французской компанией Darracq, которая за год до того купила английскую фирму Clement-Talbot;
та существовала с 1903 г. и сперва продавала в Англии французские машины Clement под маркой Talbot, а потом приступила
и к их производству. Образовавшийся конгломерат получил название STD (Sunbeam-Talbot-Darracq). В Англии продолжался
выпуск машин Sunbeam и Talbot, а марка Darracq вскоре была фактически ликвидирована. Во Франции стали выпускать свои
собственные "Тальбо", совершенно отличавшиеся от английских моделей, но название "Даррак" носили их некоторые экспортные
образцы.
К этому времени относятся большие успехи "Санбима" в автоспорте. В 1927 г. гонщик Генри Сигрев на огромном 1000-сильном
"Санбиме", установил мировой рекорд скорости в 327 км/ч. (И это был не
первый и не последний абсолютный рекорд, установленный на машинах "Санбим").
После того, как британская часть STD оказалась в составе Rootes, новые хозяева слили марки Sunbeam и Talbot в одну -
Sunbeam-Talbot. Такие машины выпускались с 1938 по 1954 г., а потом их переименовали просто в Sunbeam.
После войны под маркой Sunbeam выпускалось несколько удачных спортивных машин, в том числе такой Sunbeam Tiger
с фордовским мотором:
Наконец, в 1955 г. в состав Rootes вошла фирма Singer. Машины она производила с 1905 г. Вот пример одного из ранних "Сингеров"
и одного из поздних:
В 1967 г. американский "Крайслер", расширяя свое присутствие в Европе, скупил группу Rootes на корню (знающие
английский поймут мою игру слов). Между прочим, в результате права на марку Talbot снова оказались у одного хозяина,
так как французский Talbot, продолжавший существовать совершенно независимо от "Рутс", в 1958 г. купила французская
SIMCA, которая, в свою очередь, в 60-е годы тоже перешла во владение "Крайслера". Но об этом было подробно рассказано
ранее.
"Крайслер" тут же начал реструктуризацию своей собственности, тем более что в последние годы
существования на Rootes активно применялся "badge engineering", в результате чего отдельные марки стали почти неотличимы
друг от друга. Например, вот эта машинка Hillman Imp, чем-то сильно напоминающая наш "Запорожец", выпускалась и продавалась
на разных рынках как Singer Chamois, Sunbeam Imp, Sunbeam Stiletto, Hillman Stiletto...
Первым на свалку истории в 1970 г. отправился Singer. А в 1976 г. окончили свое существование "Хамберы", "Хиллманы" и
"Санбимы", так как отныне все британские машины концерна получили название "Крайслер". Таким образом, "Крайслер"
стал настоящим "убийцей марок", проделав в 1987 г. то же самое с концерном AMC. Потом он отчасти поплатился за это, когда
был куплен "Даймлер-Бенцем" и вошел в состав нового объединения Daimler-Chrysler...
Надо сказать, что Badge Engineering практиковался "Крайслером" не менее активно. Так, последняя модель "Хиллмана" - Hillman Avenger -
продавалась в США как Plymouth Cricket.
Была она также известна как Sunbeam Avenger, а в Латинской Америке выпускалась и продавалась как Dodge 1500. Любопытно,
что после того, как аргентинский завод "Крайслера" был куплен "Фольксвагеном", эти машины продолжали там выпускаться
сперва как Volkswagen Dodge 1500, а потом и просто как Volkswagen 1500.
Похожая судьба ждала и британский "Эвенджер". После 1976 г., естественно, он получил название Chrysler Avenger, но уже
в 1978 г. "Крайслер", оказавшийся на грани банкротства, начал активно распродавать лишнюю собственность. Все крайслеровское
производство в Европе - в Англии, Франции, Испании - перешло во владение французского концерна PSA Peugeot Citroen.
Соответственно, новым хозяевам достались и все права на выпускавшиеся ранее марки, в том числе и марку Talbot. Ее-то
и избрали для переименования бывших "Крайслеров". Британские "Крайслеры", в том числе и Avenger, тут же стали называться
Talbot, а машины, выпускавшиеся на французских заводах SIMCA, сперва получили название Talbot-SIMCA, которое через год
было изменено на просто Talbot. Однако новая хорошо забытая старая марка не прижилась. Ее ликвидировали в 1986 г.,
а последняя модель, разработанная как Talbot, стала выпускаться под названием Peugeot 309.
1928 Austin 7
1929 BMW Dixi DA1
1952 Austin A30
1951 Austin A40 Devon
1957 Austin A135 Princess
1948 Austin A90 Atlantic
1934 Morris Minor
1948 Morris Minor
1950 MG TD
2002 MG XPower
1947 Wolseley
1907 Riley 9 HP Tricar
1908 Riley 9 HP
1937 Riley 9 Monaco
Austin A55 Cambridge
1963 Austin 1100
1965 Vanden Plas Princess 1100
1970 Austin America
Innocenti IM3
1970 Austin Mini
1961 Austin-Healey Sprite
Leyland PS1 (1946)
Leyland Royal Tiger (ок. 1951)
Leyland TD5 (1938)
Leyland Tiger Cub (1957)
1937 Standard Flying 12
1948 Standard Vanguard
Standard Atlas
1952 Triumph Mayflower
1948 Triumph Roadster
1949 Triumph Roadster
1954 Triumph TR2
Triumph TR7
Triumph Spitfire Mk II
Standard Herald
1946 Rover 12
1950 Rover P4
1949 Land Rover
1953 Alvis TA21
1976 Princess
Sterling
1958 Austin Taxi FX3
1964 Austin Taxi FX4
2000 LTI TX1
1984 Rover 200
1982 Triumph Acclaim
1975 Morris Marina
1998 Rover 75
1952 Humber Super Snipe
1966 Humber Imperial
1952 Hillman Minx
1963 Hillman Minx
Sunbeam Mabley (1901-1902)
Sunbeam 1000 HP
Sunbeam-Talbot 4-Litre (1939-1940)
1966 Sunbeam Rapier. Еще одна смешная рекламка, в которой, очевидно, обыгрывается название модели
1964 Sunbeam Tiger
1913 Singer 10 HP
1965 Singer Vogue
1968 Hillman Imp
1970 Hillman Avenger
Plymouth Cricket с американской рекламной брошюры 1971 года, выполненной в духе "Алисы в стране чудес" (IMHO).
Напомню, что слово cricket, помимо названия популярной английской игры, переводится как "сверчок"
1985 Volkswagen 1500 (Аргентина)
Talbot Avenger. Заметим - на машине еще сохранился крайслеровский "пентастар"