Мой автосалон

14. Парижский шик

Французский автопром, безусловно, заслуживает того, чтобы о нем поговорить отдельно - хотя бы потому, что Франция - родина автомобиля. Первым в мире автомобилем общепризненно считается трехколесная паровая телега инженера Кюньо. Этот механизм примечателен во многих отношениях. Помимо прочего, это первый в мире автомобиль с передним приводом, первый в мире грузовик (автор рассчитывал использовать его в военном деле в качестве артиллерийского тягача) и первая в мире машина, попавшая в ДТП - ибо изобретатель не справился с управлением и механизм врезался в стену. Этот момент и воспроизведен на рисунке:

Cugnot (1771)

Наконец, как я читал, именно с легкой руки Кюньо появилось слово "шофер" в его современном значении, которое ранее означало просто-напросто "кочегар", поскольку именно в основном кочегарские обязанности приходилось исполнять водителю этого механизма.

В дальнейшем эксперименты с паровыми безрельсовыми экипажами продолжались. Изобретатель Амеде Болле создал несколько конструкций, в том числе и этот омнибус:

Amedee Bollee (1875)

Как считается, первые настоящие автомобили - с двигателем внутреннего сгорания - появились в Германии, но распространение они также получили прежде всего во Франции, где нашлось немало энтузиастов нового вида транспорта - как среди спортсменов, так и среди богачей. Французы и здесь во многом оказались первыми. Во Франции было проведено первое авторалли, во Франции был установлен первый официально зарегистрированный рекорд скорости.

В настоящее время французская автомобильная промышленность представляет собой довольно жалкую картину. Всего-то и осталось марок, что Peugeot, Renault и Citroen. Дни былого великолепия, когда тон задавали такие фирмы, как Darracq, Delaunay-Belleville, Panhard-Levassor, Lorraine-Dietrich, Mors, Voisin, остались в далеком прошлом. Собственно, многие из этих марок зачахли еще в 30-е годы. Вот, например, "Делонэ-Бельвиль". Между прочим, была любимая марка царя Николая II.

1909 Delaunay-Belleville

Весьма примечательной чертой этой машины является бочкообразный капот и круглый радиатор - зрелище в наши дни причудливое, но тогда это было довольно распространенное явление. Ради примера немного отклонюсь от темы. Ниже представлена машина еще одной в свое время известной, а теперь позабытой марки. Это голландский Spyker, или, в голландском написании Spijker - марка, в свое время имевшая репутацию "голландского Роллс-Ройса":

1907 Spyker 14/18HP

Еще одна забытая марка - Leon-Bollee, основанная сыном вышеупомянутого Амеде Болле. В эпоху, когда конструкция автомобиля еще не устоялась, многие конструкторы пускались на самые разные эксперименты. Нижеприведенная машина занимает промежуточное положение между автомобилем и мотоциклом - это трицикл, все же оборудованный сидячими местами автомобильного типа. Пассажир сидит спереди, водитель - у него за спиной.

1896 Leon-Bollee

Как я писал выше, первым автомобилем классической компоновки считается Panhard-Levassor. Эта фирма, основанная в 1891 году, дожила до 1967 года, в какой-то момент превратившись просто в Panhard, когда один из компаньонов вышел из дела. Фирма производила как роскошные автомобили, которые задавали тон во французском автопроме до 2-й мировой войны, так и малолитражки. Ниже представлены два "Панара", дающие представление о разных эпохах этой фирмы.

1923 Panhard & Levassor SS X 36



1946 Panhard Dyna 110

Вероятно, золотой эпохой для французских автопроизводителей следует считать 20-30-е годы, славные многими громкими именами. Первое место среди них заслуженно занимает Bugatti - автомобиль, рядом с которым самые навороченные суперкары наших дней выглядят бледной немочью и голимой попсой. Вот один из самых прославленных "Бугатти" - монументальный Bugatti Royale. Заказчик этой машины (не помню, кто) потребовал, чтобы автомобиль не оснащали фарами на том основании, что они портят стиль, заявив, что по ночам все равно ездить не собирается.

Bugatti 41 Royale Esders

Вот еще один стильный "Бугатти" - "Бугатти-Атлантик", которых в свое время сделали всего три штуки.

Bugatti 57SC Atlantic

На "Бугатти" любили ездить сливки тогдашнего общества, и не всегда это для них хорошо кончалось. Известно, например, как погибла Айседора Дункан: она ехала в своем открытом "Бугатти", и ее длинный шарф намотался на ось, задушив свою хозяйку.

Из других машин той эпохи заслуживают упоминания еще "Деляж" и "Делаэ" - тоже машины не для бедных, славившиеся стильными кузовами, которые ставили на них кузовные мастера. Изначально конкуренты, эти фирмы слились в 1935 году.

1937 Delage D8-120 Aerosport Coupe


1937 Delahaye 135M

Производство машин обеих марок продолжалось до 1953-1954 гг. и прекратилось в связи со слиянием с фирмой "Гочкис". Она известна прежде всего как производитель оружия, а автомобили начала делать в 1903 году. Вот одна из последних моделей "Гочкисов".

1952 Hotchkiss Gregoire

А вот другой вариант "конверсии" представляет собой фирма "Вуазен", основанная Габриэлем Вуазеном - одним из пионеров авиации. Вместе с братом Шарлем Вуазеном они еще в 1911 году начали производство аэропланов, которые хорошо зарекомендовали себя во время Первой мировой войны. После войны Габриэль (Шарль погиб еще в 1912 г. в авиакатастрофе) переключился на автомобили. Кстати, автопром и авиапром вообще оказываются тесно переплетены, а многие энтузиасты автомобиля переключались на самолеты и наоборот. Пример - Чарльз Роллс, один из основателей "Роллс-Ройса": охладев к своему первому детищу, он увлекся авиацией, и это хобби также стоило ему жизни. Под маркой же "Роллс-Ройс", как хорошо известно, выпускаются не только автомобили, но и разнообразные двигатели, в том числе и авиационные. Но вообще связь автомобиля и авиации - предмет особого разговора.

Что же до Вуазена, то его автомобили (выпускавшиеся до 1939 г.) славились изысканностью, оригинальностью конструкции и своеобразными кузовами. Вот один из них - Voisin Aerosport 1936 года:

Еще одна из прославленных довоенных марок - "Тальбо". Она увяла в 50-е годы, а вот один из образцов ее продукции 20-х годов:

1923 Talbot 16 HP

Наконец, нельзя не упомянуть знаменитую "Испано-Сюизу". В принципе это была испанская марка, а ее название означает "Испано-швейцарская", т.к. она была основана в 1904 году в Барселоне швейцарским инженером Марком Биркигтом. Тем не менее большинство "Испано-Сюиз" собиралось именно во Франции, так как в Испании на них не находилось достаточного числа покупателей. "Испано-Сюизы" были крупными, роскошными машинами, типичным примером которых служит вот эта модель:

Hispano-Suiza H6B (1927)

Но куда более интересна вот эта "Испано-Сюиза", сделанная по специальному заказу для авиатора и гонщика Андре Дюбонне в 1924 году. Ее кузов сделан целиком из красного дерева. Смотрится она необычайно стильно:

1924 Hispano-Suiza H6C

Увы, в полураздавленной послевоенной Европе всем этим аристократам не нашлось места. Они вымерли - один за другим. Делались, правда, попытки основать новые роскошные марки. Одной из них была машина Facel Vega, выпускавшаяся в 1954-1964 гг. В ее дизайне просматривается явное стремление составить конкуренцию американским динозаврам, да и мотор на ней стоял американский, крайслеровский.

1958 Facel Vega Excellence

Но ничего не помогло. "Аристократов" задавили фирмы, сделавшие ставку на массовое производство дешевых автомобилей. Их, впрочем, тоже не раз лихорадило, они оказывались в банкротстве, меняли владельцев, перекупались государством, но в итоге дожили до наших дней - "Пежо" и "Ситроен" как один концерн под контролем государства, "Рено" - как независимая марка в альянсе с "Ниссаном". "Ситроен" - марка сравнительно молодая, существует с 1919 года. Ее основатель Андре Ситроен пошел по стопам Генри Форда, решив выпускать "народный автомобиль". Реклама "Ситроена" как характерная примета Парижа 20-х годов упоминается даже у А.Толстого в "Гиперболоиде инженера Гарина". Первые "Ситроены" не отличались ничем особенным. Вот один из них:

1924 Citroen 5CV

Но в дальнейшем эта фирма обнаружила вкус к нетрадиционным техническим решениям. В результате в 1934 году на свет появился переднеприводный "Ситроен Траксьон Аван" - что и означает "переднеприводный". Но это фирму и сгубило: расходы на запуск машины в серию оказались столь велики, что компания обанкротилась и "пошла по рукам".

1936 Citroen Traction Avant

"Траксьон Аваны" же выпускались с почти неизменным дизайном и спустя долгие годы после мировой войны, что дало повод к сюжету вот такой издевательской рекламки "Понтиака" 1966 года. Смотрите, мол, на чем ездят французы, и на чем мы предлагаем им ездить:

Французы и вправду отличались пристрастием к устарелым конструкциям. Например, очень долго любимчиком французской публики был "Ситроен-Дё-Шево", т.е. "в 2 лошадиных силы" (хотя на самом деле их, конечно, было побольше), который выпускался аж с 1948 года, а вот "Де-Шево" 1979 года, почти нисколько за это время не изменившийся:

1979 Citroen 2CV

Вообще эта картинка представляет для меня некоторую загадку. То ли хозяин этой машины - большой поклонник творчества Вени Д'Ркина, то ли Веня видел ее где-либо, но как иначе объяснить появление в одной из его песен строчки: "Ты узнаешь без проблем мой в ромашку Ситроен по квадратным колесАм"? Правда, колеса не квадратные, но это поправимо...

Конструкция "двухлошадных" за это время нисколько не изменилась, оставшись все такой же примитивной (простота и дешевизна - вот чем привлекала покупателей эта машинка, ну, и стильностью тоже). Но настоящий суперагент и на таком драндулете уйдет от погони! Вот как это делает Джеймс Бонд в исполнении Роджера Мура на пару с Мелиной Хэвелок (Кароль Буке) в For Your Eyes Only (фильм 1981 года):

Но из этого, естественно, не следует, что устарелые конструкции - фирменный знак "Ситроена". Его фирменный знак - необычные конструкции, по которым ситроеновскую продукцию довольно легко выделить из толпы. Например, в 60-е годы выпускался такой странный автомобильчик "Ами" с обратным наклоном заднего стекла:

1967 Citroen Ami 6

А вот знаменитый "DS", на базе которого выпускали даже президентский лимузин для Шарля де Голля:

Citroen DS

На "Пежо" и "Рено" не буду особенно останавливаться, отмечу лишь, что и в их обширном семействе встречаются очень стильные экземпляры - Франция как-никак! Пример - вот этот "Пежо-Бебе" начала 1910 годов, малолитражная машинка, конструировал которую, однако, не кто иной, как сам Этторе Бугатти - то есть в каком-то смысле ее можно считать одной из первых "Бугатти".

Peugeot Bebe

Что касается "Рено", то эта марка должна быть интересна москвоведам, т.к. именно ее несли первые такси, закупленные для советской Москвы. Вот одно из них на московских улицах:

Конечно, бывали и "Рено" поэлегантнее, как вот эта машина с изящной француженкой за рулем:

Renault Nervasport (1934)

А напоследок я хочу рассказать об одной довольно ширпотребной, но малоизвестной у нас марке с очень запутанной историей - "СИМКА". Это - сокращение от слов Societe Industrielle de Mecanique et Carrosserie Automobile, т.е. "Индустриальное общество по производству механизмов и кузовов для автомобилей". Начала она подобно ВАЗу, т.е. с выпуска "Фиатов", несколько модернизированных применительно к местным условиям. Вот одна таких машин - СИМКА-5, копия "Фиата-Тополино":

1943 Simca 5

В 1951 г. в производство запустили собственную разработку Aronde, а в 1953 г. фирма купила заводы упраздненного французского филиала "Форда". В наследство от "Форда" СИМКА получила модель Vedette.

1951 Simca Aronde

Начиная с 1958 г. СИМКА стала переходить во владение "Крайслера", которому к 1963 г. принадлежал уже контрольный пакет компании. Все это привело к тому, что модели фирмы имели гораздо более американизированный вид, чем большинство европейских машин того времени. Вот как выглядела SIMCA Vedette в 1959 году:

1959 Simca Vedette

Налицо характерные острые плавники, которые даже в Америке в то время еще не совсем вышли из моды.

С 1970 г. на заводах компании начали выпускать машины под маркой "Крайслер". Это были специальные европейские "Крайслеры", не имевшие ничего общего с американскими моделями - очень симпатичные машины, как вот этот "Крайслер 2-литровый":

1975 Chrysler 2 Litres

Параллельно с ними продолжались выпускаться и "Симки", в том числе и такая изящная "СИМКА-1308":

1976 Simca 1308 GT

Окончательно эта марка умерла в 1979 г., когда "Крайслер" из-за финансовых проблем продал свои французские заводы концерну ПСА (Пежо-Ситроен). Новые хозяева попытались возродить марку "Тальбо" (которую СИМКА купила еще в 1958 г.) Примерно до 1985 г. под этой маркой выпускались как новые модели, так и старые, еще крайслеровского периода. Среди них - Talbot Horizon, родной брат американского Plymouth Horizon.

1985 Talbot Horizon


1979 Plymouth Horizon

Упомяну еще две модели - "Тальбо-Тагора", название которой должно озадачивать поклонников творчества братьев Стругацких (в их книгах еще задолго до того фигурировала планета Тагора) -

1982 Talbot Tagora

- и "Тальбо 1510", который явственно послужил прототипом для нашего "Москвича-2141":

1982 Talbot 1510 GL


Москвич-2141 (1990)

Кроме того, история "Симки" в крайслеровский период неразрывно связана с некоторыми британскими марками, а "Тальбо" - так и вообще по происхождению английская марка, но об этом речь пойдет ниже.

[продолжение] [предыдущая часть] [вернуться на главную]