Мой автосалон

Содержание

1. Как все это началось
2. Начнем, пожалуй, с Америки...
3. Америка - метаморфозы
4. Америка - ранние годы
5. Артиллерийские колеса, откидные сиденья и прочее
6. Американцы - тридцатые годы
7. Обтекаемость
8. Америка - послевоенное десятилетие
9. "Плавниковый" стиль
10. Конец американских "независимых"
11. Америка - шестидесятые годы
12. Америка - семидесятые годы
13. Америка - восьмидесятые и далее
14. Парижский шик
15. Чудесные изобретения с берегов Альбиона
16. British Leyland и иже с ними
17. Голь на выдумки хитра
18. Плоды конверсии
19. Кто придумал инвалидки
20. Незнакомые знакомцы: BMW
21. Незнакомые знакомцы: Mercedes-Benz
22. Незнакомые знакомцы: Opel
23. Незнакомые знакомцы: Volvo
24. Откуда растут ноги у советского автопрома
25. Автомобили и социализм
26. История рекордов скорости
Дополнение

1. Как все это началось

Нельзя сказать, чтобы увлечение автомобилями началось у меня ни с того ни с сего. Естественно, как и всякий нормальный мальчик, в детстве я интересовался машинками, чуть позже начал вырезать их изображения из всех доступных журналов - эти вырезки отчасти заменяли мне игрушки, - затем стал коллекционировать такие картинки вполне осознанно, наклеивая их в специальную тетрадочку и аккуратно надписывая. Однако в силу крайней информационной скудности тогдашей жизни (дело происходило в мои школьные годы, еще даже до перестройки) эта коллекция отличалась чрезвычайной ограниченностью. Более того, несмотря на мою любовь к машинам, многое из того, что касается автомобилей, я не знал, а многим просто не интересовался. Например, меня совершенно не занимали такие вещи, как мощность и рабочий объем моторов - а ведь именно эти параметры являются важнейшими в автомобиле, отнюдь не максимальная скорость, которая кажется мальчишкам главным фактором: нередко можно наблюдать, как они пытаются разглядеть через закрытое стекло машины последние цифры на шкале спидометра, полагая, что их хватит, чтобы судить, насколько крутая эта тачка. С годами мой интерес ослаб, появились вещи более важные и более интересные.
Новый толчок этому собирательству дало подключение нашего компьютера к интернету через локальную сеть. Сначала я полез в интернет со вполне невинной целью - найти на рабочий стол какую-нибудь симпатичную картинку, вроде такого вот "Форда-Восьмерки":

1933 Ford V8 40

или какого-нибудь такого монстра с плавниками, которые казались мне символом американского автомобиля вообще:

1957 Mercury Turnpike Cruiser

Я залез в "Рамблер", нашел там категорию "Авто-мото" и влип. Кстати сказать, приличную картинку на десктоп я нашел далеко не сразу. Зато почти тут же я наткнулся на известную "Галерею автомотостарины", затем на Cars-on-line, и этого мне хватило, чтобы собирательство изображений автомобилей стало моим увлечением на много лет. Прежде всего завораживающее воздействие на меня оказал тот факт, как много, я оказывается, не знаю об автомобилях. Например, я, привыкший к тому, как редко менялись базовые модели в советском автопроме, считал, что и за границей дело обстоит так же, и значит, что тот же "Форд-восьмерка" выглядел примерно одинаково что в 1933, что в 1942 годах. И я был очень удивлен, когда открыл на "Галерее автомотостарины" страничку, посвященную Фордам 1942 года, и обнаружил, что это совершенно другая по внешнему виду машина. Так я узнал, что в Америке долгие годы существовала традиция ежегодно производить хотя бы рестайлинг модельного ряда. Второе заблуждение: вышеупомянутый "плавниковый стиль" я считал доминирующим в американском автопроме в течение всех 50-60-х годов. Оказалось - ничего подобного: в чистом виде этот стиль существовал очень недолго, появившись не раньше 1955 года и сойдя на нет уже к 1960 году (лишь на крайслеровских машинах он продержался до 1961 года), а у "Дженерал Моторс" в наболее чистом виде он существовал лишь на машинах 1958-59 модельных годов, и то обладая рядом особенностей. Впрочем, об этом мы поговорим ниже, сейчас же закруглюсь с вступлением, отметив, что после шести лет собирательства в моей коллекции насчитывается более 70 тысяч "экспонатов", с некоторыми интересными образцами которых я и собираюсь вас познакомить.

2. Начнем, пожалуй, с Америки...

Рискуя навлечь на себя обвинения в недостатке патриотизма, все же не побоюсь признаться, что большинство автомобилей из моей коллекции - американские. Почему так получилось? Причин тому несколько, как субъективных, так и объективных. Во-первых, на Америку приходится львиная доля всех произведенных в мире автомобилей. Так, в середине 20-х гг. половину всех машин в мире составляли "Форды". С годами их доля уменьшилась, однако доля американского автопрома вплоть до начала 1970-х гг. в мировом производстве и экспорте машин составляла от 75 до 50 процентов. Это лишь потом позиции американцев начала активно теснить Япония, да и Европа тоже. Во-вторых, Америка прочно лидирует не только по количеству машин, но и по и количеству их моделей. Как я уже упоминал, в отличие от "европейской парадигмы", предполагавшей обновление модельных рядов раз в несколько лет, американцам по крайней мере с начала 30-х до середины 70-х годов хватало денег, чтобы обновлять модельный ряд ежегодно. Да и сам модельный ряд представлял собой внушительное зрелище. Вот, к примеру, модельный ряд лишь одной марки - "Плимута" - за 1968 год:

57 моделей - и это еще без учета того, что на них ставились разные моторы! А всего в Америке в том году массово выпускалось не менее 13 марок (Ford, Mercury, Lincoln, Chevrolet, Buick, Pontiac, Oldsmobile, Cadillac, Chrysler, Imperial, Dodge, Plymouth, AMC/Rambler). Помножьте 57 на 13 да еще на 40 лет такого благоденствия - и получится пятизначное число. Разумеется, в реальности моделей было гораздо меньше, но некоторое представление об изобилии американского автомобильного рынка эта цифра дает. (PS. Конечно же, в реальности речь зачастую шла лишь об ежегодном мелком фэйслифте, и говорить о том, что каждый год американцы выставляли на рынок совершенно новые модели, не приходится). В-третьих, основным источником фотографий для меня служили сайты по продаже подержанных и антикварных автомобилей - вроде того же Cars-on-line. Будучи преимущественно американским явлением, они и ориентированы в первую очередь на американские машины. Серьезно же заняться изучением источников по другим странам (кроме Англии) мешает языковый барьер - и в первую очередь это касается, конечно, Японии. Всех этих причин хватит, чтобы чисто по статистике "американцы" преобладали и в моей коллеции. Но к ним прибавляются еще субъективные причины. Понятно, что американские машины у нас в стране известны гораздо хуже, чем европейские. Америка - далеко, экспортировались американские машины в последние десятилетия крайне слабо, и если любой российский мальчишка без труда отличит "Вольво" от БМВ, то с идентификацией "Бьюиков" или "Доджей" дело обстоит значительно хуже. А все малоизвестное несет на себе ауру притягательной таинственности. Ну, и наконец, американские автомобили - огромные, чудовищно мощные, еще полвека назад снабжавшиеся кучей аксессуаров, о которых владелец "Жигулей" и сейчас может только мечтать - всегда представлялись мне как автомобили par excellence, или, говоря по-русски, "всем машинам машины". Пусть в Европе к этим мастодонтам сложилось презрительное отношение, но как-то подозрительно оно смахивает на известное "зелен виноград".

Примечания.
1. Imperial. Одна из марок корпорации Chrysler. Еще с 1926 года самые роскошные модели "Крайслера" именовались Chrysler Imperial, но с 1955 года эта модель стала позиционироваться и продаваться как отдельная марка - Imperial, пытаясь составить конкуренцию "Линкольнам" и "Кадиллакам". Однако в 1975 г. производство Imperial прекратились. Возродить Imperial пытались в 1980-83 гг., а также в 1990-93 гг., но в последнем случае это была уже только модель "Крайслера", а не отдельная марка. Впрочем, граница между марками и моделями очень смутна и расплывчата, о чем, возможно, мы еще поговорим.

1967 Imperial

2. AMC = American Motors Corporation. Образовалась в 1954 г. слиянием Nash и Hudson. После 1957 г. обе эти марки перестают выпускаться, машины корпорации AMC выпускаются под маркой Rambler, а с 1966 г. - и как собственно AMC. В 1987 г. корпорация AMC была куплена "Крайслером", и так пришел конец последнему независимому автопроизводителю в Америке. Несмотря на то, что доля AMC на американском рынке никогда не превышала 5 процентов, ей принадлежит несколько эпохальных моделей. В частности, знаменитый "Джип-Чероки" своим рождением обязан именно AMC.

Jeep Cherokee, выпускавшийся корпорацией AMC (модель 1980 г.)

3. Америка - метаморфозы

Выше отмечалось, что американцы ежегодно проводили смену модельных рядов. Считается, что начало этому положила "Дженерал Моторс" где-то в конце 20-х гг. "Форд" поначалу проявлял куда больший консерватизм: ведь единственной моделью "Форда" с 1909 по 1927 гг. был знаменитый Ford T.

Ford T 1927 года

Не будь конкурентов, Генри Форд, известный своим упрямством и консерватизмом, продолжал бы выпускать эту модель до скончания века. Тем не менее "жестянка Лиззи", как эту машину прозвали американцы, в конце концов полностью морально устарела. Она оснащалась слабеньким 20-сильным мотором, не имела аккумулятора, ее фары питались от магнето, мощность тока в котором зависела от оборотов двигателя. Поэтому при вынужденно неторопливой ночной езде (а дороги в Америке и в 20-е годы в целом были немногим лучше, чем в России), когда требуется особенно хорошее освещение, фары наоборот горели в полнакала, из-за чего водители старались ездить на пониженной передаче. Топливо в мотор поступало самотеком - из-за этого на крутых подъемах мотор глох, но хитрые американцы и тут нашли выход: в горку они забирались задним ходом:-) Но особенно архаичным в "Форде-Т" было управление, решительно отличаясь от классической схемы. Говорят, в некоторых штатах даже требовались специальные права на управление "Фордом-Т".
Короче говоря, Форду пришлось переходить на выпуск новой моделью. Ею стал "Форд-А", продержавшийся на конвейере с 1928 по 1931 гг. и мало изменившийся за это время.

1930 Ford A

Но затем "Форд" решительно включился в "гонку дизайна", которая вовсю развернулась после 1933 г. Похоже, именно в это время автомобиль впервые стал осознаваться как единое целое, а не как сборище разномастных узлов, прикрепленных к раме. Машины 20-х годов отличить друг от друга очень сложно, и лишь в 30-е гг. автопроизводители задумались о том, как создать свой собственный, ни на что не похожий стиль. Кроме того, тогда же всерьез стали обращать внимание на аэродинамику автомобиля. В результате облик автомобиля претерпевал серьезные изменения от года к году, и уже в конце 30-х гг. американские машины радикально отличались от тех, что выпускались десять лет назад. И "Форд" был одним из лидеров этого процесса, фордовский дизайн тех лет порой отличается очень радикальным и новаторским характером. Чтобы не быть голословным, просто продемонстрирую эволюцию фордовских машин год за годом.
1932
1933-34
1935
1936
1937
1938
1939
1940
1941
1942
1946
1947-48
1949
1950
1951
1952
1953
1954
1955
1956
1957
1958
1959
1960
1961
Начиная с 60-х гг., модельный ряд "Форда" становится все более разнообразным. Далее приводятся только "флагманы" модельного ряда.
1962 Ford Galaxie
1963 Ford Galaxie
1964 Ford Galaxie
1965 Ford Galaxie LTD
1966 Ford Galaxie
1967 Ford LTD
1968 Ford LTD
1969 Ford LTD
1970 Ford LTD
1971 Ford LTD
1972 Ford LTD
1973 Ford LTD
1974 Ford LTD
Начиная с середины 70-х годов, американский автопром переходит на "европейскую парадигму" (а точнее, возвращается к ней). Модельный ряд состоит из нескольких моделей, каждая из которых подвергается редизайну раз в несколько лет. Ежегодные изменения сводятся к косметическим и часто совершенно незаметны.
1975-1978 Ford LTD
1979-1987 Ford LTD (с 1983 г. - LTD Crown Victoria)*
1988-1991 Ford LTD Crown Victoria (c 1989 г. - Crown Victoria)
1992-1997 Ford Crown Victoria*
1998-2008 Ford Crown Victoria
* На самом деле мелкий фэйслифт в эти годы проводился.

[продолжение] [вернуться на главную]